§ 2. Метод трудового права :: vuzlib.su

§ 2. Метод трудового права :: vuzlib.su

379
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Метод трудового права

.

§ 2. Метод трудового права

Предмет трудового права, как было
сказано выше, отвеча­ет на вопрос, какие общественные отношения регулируются
нормами трудового права, а метод трудового права отвечает на вопрос, как, каким
образом осуществляется регулирование.

Каждый способ правового
регулирования труда является для законодателя научно обоснованным, в нем
отражается опреде­ленная суть норм трудового законодательства. Причем метод
трудового права отражает не только суть его норм, но и поря­док их принятия
(создания) и применения.

Метод трудового права — это
специфический комплекс сле­дующих шести способов правового регулирования труда:

1-й способ. Сочетание централизованного
и локального ре­гулирования общественных отношений в сфере труда. Этот признак
отражает суть государственно-правового управления общественным трудом.

Централизованное регулирование
трудовых отношений выражается в издании государством законодательных и иных
правовых норм в области труда, имеющих целью в условиях рынка защитить наемного
работника от чрезмерных притяза­ний со стороны работодателей, гарантировать
такие условия труда, которые способствовали бы обеспечению нормального уровня
развития человека и удовлетворению определенного ми­нимума материальных и
духовных потребностей.

В централизованном порядке
фиксируется минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников.

Чаще всего централизованное
регулирование является го­сударственным (законодательным), хотя может быть
исполь­зовано и договорное регулирование (например, совместные ре­шения органов
правительства, работодателей и работников, а также тарифные соглашения).

Например, в систему основных
государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

• величина минимального размера
оплаты труда в Россий­ской Федерации. При этом минимальный размер опла­ты труда
не может быть ниже размера прожиточного ми­нимума трудоспособного человека;

• величина минимального размера
тарифной ставки (ок­лада) работников организаций бюджетной сферы в Рос­сийской
Федерации;

• меры, обеспечивающие повышение
уровня реального содержания заработной платы;

• ограничение перечня оснований и
размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также
размеров налогообложения доходов от заработной платы;

• государственный надзор и
контроль за полной и свое­временной выплатой заработной платы и реализацией го­сударственных
гарантий по оплате труда и т.д.

Принимаются важнейшие нормативные
акты по вопросам дисциплины и охраны труда, продолжительности рабочего вре­мени
работников, порядка рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Конкретизация общих норм
трудового законодательства, принимаемых в рамках централизованного регулирования,
при­менительно к особенностям отдельных организаций осуществ­ляется с помощью
локального регулирования трудовых отно­шений.

В локальных актах условия труда
для работников могут быть улучшены по сравнению с актами централизованными, но
не могут быть ухудшены.

С помощью локального правового
регулирования устанав­ливаются: режим рабочего времени на предприятиях, в
органи­зациях, учреждениях; льготы и преимущества работникам из фондов
организации (сверх минимальных гарантий, установ­ленных централизованными нормативными
актами); графики отпусков и др.

Среди локальных нормативных актов
о труде важнейшее место занимает коллективный договор, являющийся в услови­ях
рынка основной формой правового регулирования трудовых отношений в
организациях. В современных рыночных услови­ях содержание локального
регулирования трудовых отношений значительно расширяется.

Локальное регулирование
осуществляется, как правило, в договорной форме (между работодателем и
профсоюзом или иным представителем работников), а локальные акты прини­маются
работодателем.

2-й способ. Особенностью метода
трудового права явля­ется сочетание в нем единства н дифференциации правового
регулирования.

Единство выражается в
установлении государством общих правовых норм, распространяющихся на всех
работников всех организаций, независимо от фактических условий труда и лич­ности
работника. Единство характеризует общий уровень регу­лирования труда,
относящийся ко всем работникам.

На базе единства регулирования
осуществляется его диф­ференциация, т.е. устанавливаются особенности
регулирования труда для отдельных категорий работников.

Такие особенности обусловливаются
как объективными факторами (условия труда), так и субъективными (личность
работника). К ним относятся:

1. характер и особенности
производства (отраслевая диффе­ренциация);

2. физиологические особенности
женского организма, его ма­теринская функция по воспитанию малолетних детей;

3. половозрастная,
квалификационные и иные особенности работников (субъектная дифференциация);

4. месторасположение организаций
(климатические условия районов Крайнего Севера и приравненных к ним отдален­ных
местностей и др.) — территориальная дифференциа­ция.

Дифференциация правового
регулирования труда по ука­занным факторам проводится специальными нормами
права с отступлением от единых норм, приспосабливающих общие правовые
установления к специфическим условиям отдельных категорий работников.

Дифференциация правового
регулирования труда не должна приводить к дискриминации работников. Нужно также
отметить, что положения ст. 253 и 265 ТК РФ, запрещающие применение труда
женщин и несовершеннолетних на некоторых работах, обусловлены особой заботой
государства об этих категориях ра­ботников и потому не являются дискриминацией.

Таким образом, дифференциация
заключается в различном уровне трудовых прав, причем такое различие может заклю­чаться
только в повышении общего уровня, но не в его сниже­нии.

3-й способ. Равноправие сторон
трудовых отношений с под­чинением их в процессе труда правилам внутреннего
трудо­вого распорядка организации также можно отнести к специ­фике метода
трудового права. На рынке труда выступают сво­бодные субъекты: с одной стороны
— работодатель, владею­щий средствами производства на праве собственности, или
упол­номоченное им лицо, с другой — работник, обладающий спо­собностями к труду
и готовый передать этот товар во времен­ное пользование за определенное вознаграждение.
Только при взаимном волеизъявлении этих субъектов и согласованностью между ними
возможно производство как соединение средств производства с рабочей силой,
юридическим основанием кото­рого является трудовой договор.

В социально-партнерских
соглашениях представители сто­рон (партнеров) также равны при коллективных
переговорах и разработке соглашений.

4-й способ метода трудового права
проявляется в характе­ре установления прав и обязанностей субъектов трудовых
пра­воотношений. Это связано с участием работников и професси­ональных союзов в
установлении условий труда и применении трудового законодательства в
предусмотренных законом слу­чаях, а также в профсоюзном контроле за исполнением
трудо­вого законодательства и в защите трудовых прав.

5-й способ. Договорной характер
труда. Этот способ ме­тода трудового права порождает трудовое отношение работни­ка
с работодателем, устанавливает сторонами такие существен­ные его условия, как
место работы (с указанием структурного подразделения), трудовая функция,
характеристики условий тру­да, режим труда и отдыха, условия оплаты труда и др.

Коллективный договор работников с
работодателем в ло­кальном порядке повышает минимальные гарантии социаль­но-трудовых
прав, установленные государством в трудовом законодательстве.

Социально-партнерские соглашения
на федеральном, от­раслевом, региональном, профессиональном и территориаль­ном
уровне в нормативной их части регулируют социально-тру­довые отношения, и это
регулирование относится не только к централизованному, но и к договорному
регулированию.

6-й способ. Метод трудового права
характеризует и своеоб­разие способов зашиты трудовых прав работников. Это свое­образие
заключается в существовании в организациях особых органов по рассмотрению
индивидуальных трудовых споров — комиссий по трудовым спорам (КТС), которые
образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа их
представителей.

Ненашедшие своего разрешения
индивидуальные споры между субъектами трудового правоотношения, как правило,
подлежат рассмотрению судами как универсальными органа­ми защиты прав. В
последние годы судебная юрисдикция по трудовым спорам стала практически
всеобъемлющей, так как любой работник вправе обжаловать в суд любое нарушение
сво­их трудовых прав.

Рассмотрение индивидуальных
трудовых споров в судах проводится по правилам гражданского судопроизводства.

Коллективные трудовые споры
рассматриваются в ходе примирительных трудовых процедур примирительной комис­сией
с участием посредника и в трудовом арбитраже. Деятель­ность комиссий по
трудовым спорам и органов разрешения коллективных споров составляет
специфическую особенность защиты трудовых прав и осуществления трудовых обязанно­стей.

Итак, метод трудового права
России характеризуется дого­ворным возникновением трудовых правоотношений,
равенством сторон и подчинением работников воле работодателей в про­цессе
труда, участием работников и профсоюзов в регулирова­нии трудовых отношений,
сочетанием централизованного и локального регулирования, единством и
дифференциацией пра­вового регулирования, своеобразием способов защиты трудо­вых
прав работников.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ