§ 3. Создание здоровых и безопасных условий труда :: vuzlib.su

§ 3. Создание здоровых и безопасных условий труда :: vuzlib.su

77
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 3. Создание здоровых и безопасных условий труда

.

§ 3. Создание здоровых и
безопасных условий труда

Закрепленные в ч. 3 ст. 37
Конституции Российской Фе­дерации права каждого на труд в условиях, отвечающих
тре­бованиям безопасности и гигиены, не только конкретизируют право граждан на
труд, но и предъявляют определенные нор­мативные требования к условиям их
работы. Такие требова­ния закрепляются в государственных нормативных требова­ниях
охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых
актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах
субъектов Рос­сийской Федерации об охране труда. В них устанавливаются правила,
процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в
процессе трудовой деятельно­сти.

Требования охраны труда
обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими
любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве
(реконструкции) и эксплуатации объектов, кон­струировании машин, механизмов и
другого оборудования, разработке технологических процессов, организации
производ­ства и труда.

Порядок разработки и утверждения
подзаконных норматив­ных правовых актов об охране труда, а также сроки их пере­смотра
устанавливаются Правительством Российской Федера­ции.

Проекты строительства и
реконструкции производственных объектов, а также машины, механизмы и другое
производствен­ное оборудование, технологические процессы должны соответ­ствовать
требованиям охраны труда.

Новые или реконструируемые
производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений
соот­ветствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением
требований охраны труда.

Запрещаются применение в
производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и
оказа­ние услуг, для которых не разработаны методики и средства
метрологического контроля, токсикологическая (санитарно-гигиеническая,
медико-биологическая) оценка которых не про­водилась.

В случае использования новых или
не применяемых в орга­низации ранее вредных или опасных веществ работодатель
обя­зан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с
соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением
требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Машины, механизмы и другое
производственное оборудо­вание, транспортные средства, технологические
процессы, ма­териалы и химические вещества, средства индивидуальной и
коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны
соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации,
и иметь сер­тификаты соответствия (ст. 215 ТК РФ).

Проекты на строительство,
реконструкцию, расширение и техническое перевооружение производственных
объектов под­лежат государственной экспертизе, в том числе на соответ­ствие
требованиям надежности и безопасности. Она прово­дится в соответствии с
Положением о проведении государственной экспертизы и утверждении
градостроительной, предпроектной документации в Российской Федерации, утверж­денным
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000г. №1008.

Санитарно-эпидемиологическая
экспертиза проектной до­кументации на соответствие санитарным правилам
проводится органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (порядок
проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований,
исследований, испы­таний и токсикологических, гигиенических и иных видов оце­нок,
утвержден Приказом Минздрава России от 15 августа 2001 г. № 326).

Решения об отнесении технических
устройств к средствам метрологического контроля принимаются Госстандартом Рос­сии.
Порядок разработки и аттестации методик проведения та­кого контроля и измерений
определяется также Госстандартом России (ст. 8, 9 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений).

Машины, механизмы и другое
производственное оборудо­вание, транспортные средства, технологические
процессы, ма­териалы и химические вещества, средства индивидуальной и
коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны
соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации,
и иметь сер­тификаты соответствия.

На действующих предприятиях
согласно Положению о сер­тификации оформляется соответствующий сертификат
безопас­ности. Соответствие рабочих мест требованиям охраны труда,
прогрессивным техническим, технологическим, организацион­ным решениям, а также
передовому опыту, нормативам и стан­дартам определяется в ходе аттестации
рабочих мест. Аттестация рабочих мест — это система анализа и гигиеническая
оцен­ка существующих условий и характера труда, оценка травмобезопасности
рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Эта работа регулируется Положением о порядке проведения аттестации рабочих
мест, утвержденным Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12, в соответствии с которым сроки проведения атте­стации устанавливаются организацией
исходя из условий и ха­рактера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента
прове­дения последних измерений. Ответственность за проведение аттестации
рабочих мест по условиям труда несет руководи­тель организации.

В Российской Федерации действует
система правовых ак­тов, содержащих единые нормативные требования по охране
труда.

Постановлением Правительства РФ
от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные
нормативные требования охраны труда» установлено, что в Рос­сийской Федерации
действует система нормативных правовых актов об охране труда, включающая:

• межотраслевые правила по охране
труда (ПОТ РМ), меж­отраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ),
разрабатываемые с участием заинтересованных федераль­ных органов исполнительной
власти и утверждаемые Минтруда России;

• отраслевые правила по охране
труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и
утверждаемые федеральными органами исполнитель­ной власти по согласованию с
Минтруда России;

• правила безопасности (ПБ),
правила устройства и безо­пасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопас­ности
(ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Госгортехнадзором России и Госатомнадзором
России по со­гласованию в части государственных нормативных тре­бований охраны
труда с Минтруда России;

• государственные стандарты
системы стандартов безопас­ности труда (ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утвер­ждаемые
Госстандартом России и Госстроем России по согласованию в части государственных
нормативных тре­бований охраны труда с Минтруда России; ч

• строительные нормы и правила
(СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП), разрабатывае­мые и
утверждаемые Госстроем России по согласованию в части государственных
нормативных требований охра­ны труда с Минтруда России;

• государственные
санитарно-эпидемиологические прави­ла и нормативы: санитарные правила (СП),
гигиеничес­кие нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (Сан-Пин), санитарные
нормы (СН), разрабатываемые и ут­верждаемые Минздравом России по согласованию в
час­ти государственных нормативных требований охраны труда с Минтруда России.

Проекты нормативных правовых
актов, содержащих требо­вания охраны труда, должны направляться органами,
разрабо­тавшими названные требования, для рассмотрения и согласо­вания в
соответствующие профсоюзные органы.

На федеральные органы
исполнительной власти возложе­на обязанность ежегодно информировать Минтруда
России о планах разработки и пересмотра нормативных правовых ак­тов, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда; осуществлять разработку и
пересмотр указан­ных требований на основе комплексных исследований состо­яния и
причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных
заболеваний, изучения пере­дового отечественного и зарубежного опыта работы по
улуч­шению условий и охраны труда, анализа результатов серти­фикации работ по
охране труда, руководствуясь при этом со­ответствующими методическими рекомендациями
Минтруда России.

Утвержденные в установленном
порядке нормативные пра­вовые акты в месячный срок должны быть направлены
Минтруда России для включения в единую информационную сис­тему государственных
нормативных требований охраны труда.

Разрабатывая нормативные акты по
охране труда, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации дол­жны
исходить из того, что включаемые в них требования не должны быть ниже
государственных.

Государственные нормативные
требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут продлеваться, но
не бо­лее чем на два срока.

При изменении законодательства
Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций
по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам
анализа производственного травматиз­ма, профессиональных заболеваний, аварий и
катастроф в Рос­сийской Федерации соответствующие государственные норма­тивные
требования охраны труда подлежат пересмотру незави­симо от срока их действия.

Нормативные правовые акты,
касающиеся вопросов обес­печения санитарно-эпидемиологического благополучия
населе­ния, принимаемые федеральными органами исполнительной власти,
государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда
не должны противоречить са­нитарным правилам.

Федеральные санитарные правила
действуют на всей тер­ритории Российской Федерации. При необходимости учета осо­бенностей
складывающейся гигиенической, эпидемиологичес­кой, экологической обстановки и
состояния здоровья населе­ния на территории субъекта Российской Федерации могут
дей­ствовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории.
Срок действия санитарных правил устанав­ливается при их утверждении, но не
более чем на 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на 5 лет (п.
4, 10, 11 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом
нормировании, утвержденного Постановлением Пра­вительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554).

Правила по охране труда
обязательны для работодателя. Если в них отсутствуют требования, соблюдение
которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия
труда, работодатель по согласованию с соответствую­щим выборным профсоюзным или
другим представительным органом работников принимает необходимые меры, обеспечи­вающие
безопасные условия труда исходя из конкретной об­становки. Без соблюдения
названных требований не допуска­ется также передача в серийное производство
образцов новых машин и другого оборудования.

Инструкции по охране труда для
работников организации разрабатываются работодателем на основе межотраслевых
или отраслевых типовых инструкций по охране труда (а при их от­сутствии — на
основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований
безопасности, изложенных в экс­плуатационной и ремонтной документации
организаций — из­готовителей оборудования, а также в технологической докумен­тации
организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования должны
быть изложены применительно к про­фессии работника или виду выполняемой работы.

Инструкции по охране труда для
работников разрабатыва­ются в соответствии с наименованиями профессий и перечня­ми
видов работ, утверждаемыми работодателями, руководите­лями структурных
подразделений предприятия, и утверждаются приказом работодателя по согласованию
с соответствующим профсоюзным либо иным уполномоченным работниками пред­ставительным
органом.

Проверка и пересмотр инструкций
по охране труда органи­зуется и проводится работодателем не реже одного раза в
5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инст­рукции по охране
труда; при изменении условий труда работ­ников; при внедрении новой техники и
технологий и в других случаях инструкции по охране труда для работников
пересмат­риваются досрочно (разд. V Методических рекомендаций по разработке
государственных нормативных требований охраны труда).

Все работники организации, в том
числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку
зна­ний требований охраны труда в порядке, установленном Пра­вительством Российской
Федерации.

Для всех поступающих на работу
лиц, а также для работни­ков, переводимых на другую работу, работодатель или
уполно­моченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда,
организовывать обучение безопасным методам и при­емам выполнения работ и
оказания первой помощи пострадав­шим.

Работодатель обеспечивает
обучение лиц, поступающих на работу, с вредными и (или) опасными условиями
труда, безо­пасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем
месте и сдачей экзаменов и проведение их периоди­ческого обучения по охране
труда и проверку знаний требова­ний охраны труда в период работы.

Государство содействует
организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального
общего, ос­новного общего, среднего (полного) общего образования и на­чального
профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и
послевузовского профессиональ­ного образования.

По характеру и времени проведения
инструктаж подразде­ляется на вводный, первичный, на рабочем месте, повторный,
внеплановый, целевой.

Вводный инструктаж проводится со
всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по дан­ной
профессии или должности, а также с командированными, учащимися, студентами,
прибывшими на производственное обучение или практику.

Первичный инструктаж на рабочем
месте охватывает всех вновь принятых в организацию, переводимых из одного под­разделения
в другое, командированных, учащихся и студен­тов, работников, выполняющих новую
для них работу, а также строителей при выполнении строительно-монтажных работ
на территории предприятия. Инструктаж проводится с каждым работником
индивидуально и должен включать демонстрацию безопасных приемов труда.

Повторный инструктаж призван
повысить уровень знаний правил и инструкций по охране труда и проводится
индивиду­ально или с группой работников одной профессии (бригадой) по программе
инструктажа на рабочем месте. Такой инструк­таж проходят все работающие не реже
чем через 6 месяцев, за исключением тех, кто не связан с использованием
инструмен­тов и оборудования.

Внеплановый инструктаж проводится
при изменении тех­нологического процесса, правил по охране труда, замене обо­рудования
и при других обстоятельствах, влияющих на безо­пасность труда. Текущий
инструктаж проходят работники пе­ред производством работ, на которые
оформляется наряд-до­пуск.

Целевой инструктаж проводится в
случаях:

• выполнения разовых работ, не
связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка-, выгрузка, уборка
территории и т. п.);

• ликвидации аварий, последствий
стихийных бедствий и катастроф;

• производства работ, на которые
оформляются наряд-до­пуск, разрешение и другие документы.

Контроль за проведением проверки
знаний по охране труда руководителей и специалистов осуществляется государствен­ными
инспекторами.

Государственные инспекторы по
охране труда вправе от­странять от работы лиц, не прошедших в установленном по­рядке
обучение, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку
знаний требований охраны труда (подп. 7 п. 10 Положения о федеральной инспекции
труда).

Повышенные требования к охране
труда устанавливаются в отдельных отраслях хозяйства с учетом вредных и опасных
условий труда.

Современный уровень развития
производства еще не по­зволяет создать для всех работников такие условия труда,
ко­торые давали бы возможность сохранять здоровье и высокую работоспособность.

Вредный производственный фактор —
производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его
заболеванию.

Опасный производственный фактор —
производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его
травме (ст. 209 ТК РФ).

Тяжесть физического труда
характеризуют: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и
перемещаемо­го груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагруз­ка,
рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в простран­стве. При наличии в
трудовом процессе любого из этих факто­ров в объеме, превышающем допустимые
нагрузки, работа бу­дет считаться тяжелой.

Возможность негативного влияния
на здоровье работни­ков чрезмерной физической нагрузки, а также вредных или
опасных производственных факторов обусловила необходи­мость закрепления в
законодательстве мер предупреждения заболеваемости работников, предоставления
им средств за­щиты, льгот и компенсаций за выполнение тяжелых работ и работ с
вредными и опасными условиями труда и других мер. Так, работники, занятые на
тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том
числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движе­нием
транспорта, проходят за счет средств работодателя обя­зательные предварительные
(при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года —
ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения при­годности этих
работников для выполнения поручаемой рабо­ты и предупреждения профессиональных
заболеваний. В со­ответствии с медицинскими рекомендациями указанные ра­ботники
проходят внеочередные медицинские осмотры (об­следования).

Работники организаций пищевой
промышленности, обще­ственного питания и торговли, водопроводных сооружений,
лечебно-профилактических и детских учреждений, а также не­которых других
организаций проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях
охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения
заболева­ний.

Вредные и (или) опасные
производственные факторы и ра­боты, при выполнении которых проводятся
предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и поря­док
их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в
порядке, установленном Правитель­ством Российской Федерации.

В случае необходимости по решению
органов местного са­моуправления в отдельных организациях могут вводиться до­полнительные
условия и показания к проведению медицинских осмотров(обследований).

Работники, осуществляющие
отдельные виды деятельно­сти, в том числе связанной с источниками повышенной
опас­ности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных произ­водственных
факторов), а также работающие в условиях повы­шенной опасности, проходят
обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет
в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Целью предварительных медицинских
осмотров при поступ­лении на работу является определение соответствия состояния
здоровья работников (освидетельствуемых) поручаемой им ра­боте.

Целью периодических медицинских
осмотров является ди­намическое наблюдение за состоянием здоровья работников в
условиях воздействия профессиональных вредностей, профи­лактика и своевременное
установление начальных признаков профессиональных заболеваний; выявление общих
заболева­ний, препятствующих продолжению работы с вредными, опас­ными
веществами и производственными факторами, а также предупреждение несчастных
случаев.

Медицинские осмотры работников
производятся за счет работодателя.

Основными нормативными актами,
конкретизирующи­ми категории работников, подлежащих осмотрам, порядок их
проведения и некоторые другие положения, являются Приказ Минздрава РФ от 10
декабря 1996 г. (согласованный с Федерацией независимых профсоюзов (ФНПР) «О
прове­дении предварительных и периодических медицинских ос­мотров работников» и
Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. «О порядке проведения предварительных и пе­риодических медицинских осмотров работников и медицин­ских
регламентах допуска к профессии». Минздравмедпромом РФ утверждены временный
Перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с
кото­рыми обязательны предварительные и периодические меди­цинские осмотры
работников, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, и необходимых
лабораторных и функциональных исследований, по видам работ, медицин­ским
противопоказаниям к допуску на работу и Перечень работ, при выполнении которых
обязательны медицинские осмотры.

Работникам, прошедшим
предварительный или периоди­ческий медицинский осмотр и признанным годными к
работе с вредными, опасными веществами и производственными фак­торами, выдается
соответствующее заключение, подписанное лечащим врачом и скрепленное печатью
лечебно-профилакти­ческой организации.

Работникам (освидетельствуемым),
которым противопока­зана работа с вредными, опасными веществами и производ­ственными
факторами, выдается заключение клинике-эксперт­ной комиссии (КЭК) на руки, а
копия пересылается работода­телю, выдавшему направление, в трехдневный срок.
Стать­ей 9 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О пре­дупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусмотрены обязательные —
при поступ­лении на работу — и периодические медицинские осмотры ра­ботников
отдельных профессий, производств и организаций. Перечень таких работников
утвержден Постановлением Прави­тельства РФ от 4.09.95 № 877.

В случаях, когда по состоянию
здоровья работнику необхо­димо пройти внеочередной медицинский осмотр
(обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями, он должен быть
направлен на такой осмотр (обследование) с сохранением за ним места работы
(должности) и среднего заработка на вре­мя прохождения указанного медицинского
осмотра.

Прохождение лицами, занятыми на
работах с вредными и опасными условиями труда, обязательных предварительных
(при поступлении на работу) и периодических (в течение тру­довой деятельности)
медицинских осмотров (обследований) является их обязанностью.

Отказ работника от прохождения
очередного периодичес­кого медицинского осмотра без уважительной причины рабо­тодатель
может рассматривать как нарушение трудовой дис­циплины и подвергнуть его
дисциплинарному взысканию.

Работодатель не вправе допускать
работников к выполне­нию ими трудовых обязанностей без прохождения обязатель­ных
медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.

В системе мер по охране здоровья
работников на производ­стве важная роль принадлежит средствам индивидуальной за­щиты.
Их назначение — предотвратить или уменьшить воз­действие на работающих опасных
и вредных производствен­ных факторов.

На работах с вредными и (или)
опасными условиями тру­да, а также на работах, выполняемых в особых
температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдают­ся
сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие
средства в соответствии с нор­мами, утвержденными в порядке, установленном
Правитель­ством Российской Федерации.

Приобретение, хранение, стирка,
чистка, ремонт, дезинфек­ция и обезвреживание средств индивидуальной защиты
работ­ников осуществляются за счет средств работодателя.

Работодатель обязан обеспечивать
хранение, стирку, суш­ку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выдан­ных
работникам по установленным нормам специальной одеж­ды, специальной обуви и
других средств индивидуальной за­щиты.

Обеспечение работников средствами
индивидуальной за­щиты должно соответствовать Типовым отраслевым нормам
бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одеж­ды, специальной обуви и
других средств индивидуальной за­щиты, утвержденным Минтруда России. Эти
минимальные нормы обязательны для работодателя. Коллективными дого­ворами,
отраслевыми (тарифными) и другими соглашениями может предусматривался выдача
средств индивидуальной за­щиты и сверх Типовых отраслевых норм (за счет
прибыли, остающейся в распоряжении организации), но снижать нор­мы нельзя.

Правилами обеспечения работников
специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной
защиты, утвержденным Постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 №51,
установлено, что Типовые отраслевые нормы действуют независимо от того, к какой
отрасли эконо­мики относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также
независимо от форм собственности и организационно-правовых форм предприятий.
Например, станочнику, занято­му механической обработкой металла, в какой бы
организации он ни работал, средства индивидуальной защиты выдаются в
соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной
одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам
машиностроитель­ных и металлообрабатывающих производств.

Работникам, профессии и должности
которых предусмот­рены в Типовых нормах, работникам сквозных профессий и
должностей всех отраслей экономики средства индивидуаль­ной защиты выдаются
независимо от того, в каких производ­ствах, цехах и на каких участках они
работают (если эти про­фессии и должности специально не предусмотрены в соответ­ствующих
Типовых отраслевых нормах).

Выдаваемые работникам средства
индивидуальной защи­ты должны соответствовать характеру и условиям работы и
обеспечивать безопасность труда. В связи с этим не допускает­ся приобретение и
выдача работникам средств индивидуаль­ной защиты без сертификата соответствия.

Когда по не зависящим от
работника причинам специаль­ная одежда (обувь) пришла в негодность до окончания
сроков носки или подверглась порче в местах, отведенных для ее хра­нения, либо
похищена, работодатель обязан ее отремонтиро­вать или выдать работникам другие
исправные средства инди­видуальной защиты.

При выдаче таких средств
индивидуальной защиты, как респираторы, противогазы, самоспасатели,
предохранитель­ные пояса, накомарники, работодатели должны организовать
проведение инструктажа работников по правилам пользова­ния и простейшим
способам проверки исправности этих средств, а также тренировку по их
применению. Кроме того, они обязаны проводить регулярные испытания и проверку
этих средств на предмет их исправности. После проверки ис­правности на
средствах индивидуальной защиты должна быть сделана отметка (клеймо, штамп) о
сроках следующего ис­пытания.

Контроль за правильностью применения
работниками средств индивидуальной защиты осуществляется работодателем.

Для хранения выданных работникам
средств индивидуаль­ной защиты он предоставляет (в соответствии с требованиями
строительных норм и правил) специально оборудованные по­мещения (гардеробные).
Там, где по условиям работы указан­ный порядок хранения не может быть
установлен (например, на лесозаготовках, на геологоразведочных работах), они
могут оставаться в нерабочее время у работников, что должно быть оговорено в
отраслевых правилах внутреннего трудового рас­порядка или в коллективных
договорах. Ответственность за сохранность средств индивидуальной защиты в этих
случаях несут сами работники.

Работодатель обязан организовать
надлежащий уход за сред­ствами индивидуальной защиты: своевременно осуществлять
химчистку, стирку, ремонт, дегазацию, дезактивацию, обез­вреживание и
обеспыливание специальной одежды, а также ре­монт, дегазацию, дезактивацию и
обезвреживание специаль­ной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Споры по вопросам выдачи и
использования специальной одежды, специальной обуви и других средств
индивидуальной защиты рассматриваются комиссиями по трудовым спорам.

Контроль за выполнением
работодателями изложенных Правил обеспечения работников специальной одеждой, специ­альной
обувью и другими средствами индивидуальной защиты осуществляется
государственными инспекциями труда по субъектам Российской Федерации.

В случае необеспечения работника
средствами индивиду­альной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не
вправе требовать от него выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить
возникший по этой причине простой (ч. 6 ст. 220 ТК РФ).

Для лиц, занятых на работах с
неблагоприятными услови­ями труда, предусмотрены и некоторые другие средства
защи­ты от воздействия негативных производственных факторов. Так, на работах,
связанных с загрязнением, выдается бесплатно (по установленным нормам) мыло. На
работах, где возможно воз­действие на кожу вредных веществ, выдаются бесплатно
смы­вающие и обезвреживающие средства.

Перечни работ и профессий, дающих
право на получение бесплатно мыла, смывающих и обезвреживающих средств, в
установленных случаях определяются работодателем по согла­сованию с
соответствующим выборным профсоюзным органом.

Мыло не выдается на предприятиях,
где оборудованы и действуют особые помещения с душами, горячей и холодной водой
для умывания. При умывальниках должны быть регу­лярно сменяемые полотенца или
воздушные осушители рук.

На работах с вредными условиями
труда работникам выда­ются бесплатно по установленным нормам молоко или другие
равноценные пищевые продукты.

На работах с особо вредными
условиями труда предостав­ляется бесплатно по установленным нормам
лечебно-профи­лактическое питание.

Нормы и условия бесплатной выдачи
молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилак­тического
питания утверждаются в порядке, установленном Пра­вительством Российской
Федерации.

Молоко или другие равноценные
продукты (кефир, просто­кваша, мацони и т. д.) выдаются на основании Перечня хими­ческих
веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется
употребление молока или других равно­ценных продуктов, утвержденного Минздравом
СССР 4 нояб­ря 1987 г. (Перечень дан в виде приложения к Постановлению
Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 декабря 1987 г. «О порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на
работах с вред­ными условиями труда»).

Вопросы выдачи молока решаются с
учетом следующих условий:

• молоко выдается по 0,5 л за смену независимо от ее про­должительности в дни фактической занятости работни­ка на работах,
связанных с производством или примене­нием химических веществ, предусмотренных
в назван­ном Перечне;

• выдача и употребление молока
должны осуществляться в буфетах, столовых или специально оборудованных в
соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями помещениях;

• не допускается оплата молока
деньгами, замена его дру­гими товарами и продуктами (кроме равноценных), вы­дача
молока за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и
отпуск его на дом.

Работникам, получающим бесплатно
лечебно-профилакти­ческое питание в связи с вредными условиями труда, молоко не
выдается (п. 1 Постановления Госкомтруда СССР от 16 де­кабря 1987г.).

Расходы, связанные с бесплатной
выдачей молока, могут производиться как за счет себестоимости выпускаемой
продук­ции, строительно-монтажных и наладочных работ, так и за счет иных
средств, определяемых коллективным договором. В бюд­жетных организациях — за
счет ассигнований по бюджету.

При обеспечении нормальных
условий труда администра­ция по согласованию с соответствующим выборным профсо­юзным
органом прекращает выдачу молока.

Устройство, содержание и
оборудование молокораздаточных пунктов должны соответствовать санитарным
правилам.

Лечебно-профилактическое питание
предоставляется бесплат­но по установленным нормам на работах с особо вредными
ус­ловиями труда, предусмотренных в специальном перечне.

Перечень производств, профессий и
должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профи­лактического
питания в связи с особо вредными условиями труда; Рационы
лечебно-профилактического питания и нормы бесплатной выдачи витаминных
препаратов; Правила бесплат­ной выдачи лечебно-профилактического питания
утверждены Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 января 1977г.

Правом на получение
лечебно-профилактического питания пользуются работники, профессии и должности
которых пре­дусмотрены в Перечне, независимо от того, к какой отрасли народного
хозяйства относятся производства, где они заняты (п. 1 Правил от 7 января 1977 г.).

Лечебно-профилактическое питание
выдается работникам в дни фактического выполнения ими работ, а также в период
болезни с временной утратой трудоспособности, если заболе­вание по своему
характеру является профессиональным и забо­левший не госпитализирован.

Лечебно-профилактическое питание
выдается в виде горя­чих завтраков перед началом работы. В отдельных случаях
выдача этих завтраков в обеденный перерыв допускается по согласованию с
медико-санитарной частью предприятия, а при ее отсутствии — с местной
санитарно-эпидемиологической службой.

Если из-за удаленности места
жительства временно нетру­доспособный работник или инвалид, имеющий право
получить питание, не может прийти в столовую, допускается выдача им
лечебно-профилактического питания на дом в виде готовых блюд, но только по
соответствующим справкам медсанчасти, а при ее отсутствии — по справкам
санэпидслужбы.

Ответственность за обеспечение
работников лечебно-про­филактическим питанием и за соблюдение правил его выдачи
возлагается на руководителей предприятия.

Обеспечение санитарно-бытового и
лечебно-профилактичес­кого обслуживания работников организаций в соответствии с
требованиями охраны возлагается на работодателя. В этих це­лях в организации по
установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для
приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в
рабочее время и психологической разгрузки, создают­ся санитарные посты с
аптечками, укомплектованными набо­ром лекарственных средств и препаратов для
оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для
обеспечения работников горячих цехов и участков газиро­ванной соленой водой и
др.

Перевозка в лечебные учреждения
или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на
производ­стве и профессиональных заболеваний, а также по иным меди­цинским
показаниям производится транспортными средства­ми организации либо за ее счет.

Коллективными договорами и
соглашениями по охране труда может предусматриваться организация и других форм
санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работ­ников, не
противоречащих требованиям охраны труда.

Дополнительные гарантии охраны
труда отдельным категориям работников

В случаях, предусмотренных
законами и иными норматив­ными правовыми актами, работодатель обязан: соблюдать
ус­тановленные для отдельных категорий работников ограниче­ния на привлечение
их к выполнению тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, к выполнению
работ в ночное вре­мя, а также к сверхурочным работам: осуществлять перевод
работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предостав­лении им более легкой
работы, на другую работу в соответ­ствии с медицинским заключением с
соответствующей опла­той; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабо­чее
время; создавать для инвалидов условия труда в соответ­ствии с индивидуальной
программой реабилитации; проводить другие мероприятия (ст. 224 ТК РФ).

В Российской Федерации
обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан,
развивается систе­ма социальных служб, устанавливаются государственные пен­сии,
пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Кон­ституции РФ). В трудовом
законодательстве устанавливаются специальные правила о трудоустройстве
инвалидов, льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха.

Работники, ставшие инвалидами,
трудоустраиваются в со­ответствии с индивидуальной программой реабилитации, раз­работанной
Государственной службой медико-социальной экс­пертизы, как правило,
руководителем той организации, где работник частично утратил трудоспособность.
При отсутствии условий для продолжения трудовой деятельности инвалида в данной
организации содействие в трудоустройстве ему оказы­вают органы службы занятости
населения.

Всем организациям (независимо от
организационно-право­вых форм и форм собственности), численность работников в
которых составляет более 30 человек, установлена квота для приема на работу
инвалидов (не менее 2 и не более 4% от среднесписочной численности работников).
Механизм установле­ния квоты в организациях определяется органами государствен­ной
власти субъектов Российской Федерации (ст. 21 Федераль­ного закона «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.).

Минимальное количество
специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами
испол­нительной власти субъектов Российской Федерации для каж­дой организации в
пределах устанавливаемой квоты. Такие ра­бочие места создаются за счет средств
федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Специаль­ные
рабочие места для трудоустройства инвалидов, получив­ших заболевание или увечье
при исполнении обязанностей во­енной службы или в результате стихийных бедствий
в межна­циональных конфликтов, создаются за счет средств федераль­ного бюджета.
Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных
случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет
средств работодателей — причинителей вреда (ст. 22 названного выше Закона).

Инвалидам, занятым в организациях
независимо от орга­низационно-правовых форм и форм собственности, должны
создаваться условия труда в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалидов, которая является обяза­тельной для всех
организаций-работодателей (ч. 1 ст. 23 и ч. 2 ст. 11 этого же Закона).

Инвалидам I и II групп,
работающим в организациях, пред­назначенных для использования труда пенсионеров
по старо­сти и инвалидов, предоставлена возможность использовать (по их
желанию) отпуска без сохранения заработной платы про­должительностью до 2
месяцев. Руководителям этих организа­ций по согласованию с профсоюзным органом
разрешено умень­шать инвалидам III группы нормы выработки не более чем на 10%,
а инвалидам I и П группы — на 20%; устанавливать для инвалидов Ш группы,
работающих на дому, нормы выработки и расценки на уровне, предусмотренном для
инвалидов III группы, работающих в цехах; производить оплату труда инвалидов I
и II групп, работающих на дому, по расценкам, установлен­ным для инвалидов I и
II групп, работающих в цехах (пп. 5 и 6 Постановления Совета Министров СССР от
14 сентября 1973 г. «О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пен­сионеров
по старости и инвалидов в народном хозяйстве и свя­занных с этим дополнительных
льготах».

Запрещается привлекать инвалидов
к работе в ночное вре­мя, к сверхурочным работам и работам в выходные и нерабо­чие
праздничные дни в соответствии со ст. 96, 99 и 113 ТК РФ.

Работника, нуждающегося в
соответствии с медицинским зак­лючением в предоставлении другой работы,
работодатель обязан с его согласия перевести на другую имеющуюся работу, не
проти­вопоказанную ему по состоянию здоровья (ст. 72 ТК РФ).

Дополнительные гарантии охраны
труда установлены для работающих женщин и работников в возрасте до восемнадцати
лет. В частности, гарантии охраны труда о запрете (ограничении) их привлечения
к тяжелым работам и работам с вредными и (или) опасными условиями труда
закреплены в ст. 253 и 265 ТК РФ; к выполнению работ в ночное время, к
сверхурочным работам, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также
направления в служебные командировки — в ст. 96, 99, 259 и 268 ТК РФ.

На отдельных видах работ
предусматривается предостав­ление работникам в течение рабочего времени
специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией про­изводства и
труда. Виды этих работ, продолжительность и по­рядок предоставления таких
перерывов устанавливаются пра­вилами внутреннего трудового распорядка
организации.

Работникам, работающим в холодное
время года на откры­том воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а
также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных рабо­тах, и другим
работникам в необходимых случаях предостав­ляются специальные перерывы для
обогревания и отдыха, ко­торые включаются в рабочее время. Работодатель обязан
обес­печить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников (ст. 109
ТК РФ).

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ