§ 2. История развития юридической психологии :: vuzlib.su

§ 2. История развития юридической психологии :: vuzlib.su

60
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. История развития юридической психологии

.

§ 2. История развития юридической
психологии

Несмотря на то, что юридическая
психология — одна из сравнительно молодых отраслей психологии, применение
психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений
правоохранитель­ной деятельности берет начало в глубокой древности. Испытания
участ­ников процесса, носившие порой мистический характер, но в значитель­ной
мере синтезировавшие эмпирический опыт многих поколений, имели место уже в
античном и средневековом уголовном процессе. Они базировались на применении
знаний психологии человека, ее различных проявлений в момент испытаний. Правда,
и в античном, и в средневеко­вом процессе основным доказательством было личное
признание подо­зреваемого. Это признание, как основное доказательство,
добывалось любыми путями, в том числе использованием пыток, истязаний. Наряду с
физическими применялись и нравственные пытки, в основе которых лежали
обобщенные эмпирические данные, бытовая психология,

Чтобы заставить человека давать
показания, специально создавалась шоковая ситуация, обстановка, провоцирующая к
выражению чувств, отношения к расследуемому событию. Например, подозреваемого
не­ожиданно для него вводили в слабоосвещенную комнату, где лежал труп убитого,
и там подозреваемого увещали сказать правду, рассчитывая, что потрясенный
виновник выдаст себя*.

_____________________________________________________________________________
*Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. СПб.,1910, с. 295.

На смену феодальному средневековому
розыскному процессу прихо­дит буржуазный состязательный процесс со свойственной
ему гласнос­тью и устностью. Важное значение приобретают свидетельские показа­ния
и данные о личности подсудимого, потерпевшего истца и ответчика. Безусловно, и
здесь для правильной оценки показаний заинтересован­ных лиц появляется
потребность привлечения и использования психо­логического знания.

В России о необходимости учитывать
психологию преступников вы­сказывался И.Т. Посошков, предлагавший в «Книге о
скудности и бо­гатстве» различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Он
объяснял, как детализировать показания лжесвидетелей, чтобы полу­чить обширный
материал для их изобличения, рекомендовал классифи­цировать преступников во
избежание вредного влияния худших на менее испорченных*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Дулов А.В. Судебная
психология. Минск, 1975, с. 29.

     Князь М.М. Щербатов, историк и
философ, автор «Истории россий­ской с давних времен», указывал на необходимость
знания законода­телем «человеческого сердца» и создания законов с учетом
психологии народа. Он один из первых поднял вопрос о возможности досрочного
освобождения исправившегося преступника и необходимости привле­кать
содержащихся в тюрьмах к работам.

      В.Ф. Ушаков в трактате «О
праве и цели наказания» раскрывал психо­логические условия воздействия на
преступника наказания. Главным он считал приведение преступника к раскаянию.

       Распространение идеи
исправления и перевоспитания преступника привело к обращению права и психологии
для научного обоснования этих проблем, над которыми в начале XIX века в России
работали П.Д. Лодий, В.К. Елпатьевский, Г.С. Гордиенко, Х.Р. Штельцер и дру­гие
ученые.

       Однако общая психология,
носившая в то время умозрительный ха­рактер, не могла в тот период даже в союзе
с уголовным правом разработать достаточно научные критерии и методы изучения
челове­ческой личности.

       Значительное количество
работ, посвященных юридической психо­логии, появилось в России в конце XIX
столетия. Это работы И.С.Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения»,
К.Я. Яневич-Яновского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психо­логии и
физиологии», А.У.Фрезе «Очерк судебной психологии», Л.Е.Владимирова
«Психические особенности преступников по новей­шим исследованиям» и некоторые
другие. В указанных работах выска­зывались идеи чисто прагматического
исследования психологических знаний в конкретной деятельности судебных и
следственных органов.

Конец XIX и начало XX столетия в
России связаны с интенсивным развитием психологии и психиатрии и ряда правовых
дисциплин. Многие ученые, представлявшие эти науки в тот период, занимали
прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков,
В.П.Сербский, А.Ф.Кони и другие). В результате активной разработки проблем
психологии, психиатрии и права возникла необходимость в оформлении юридической,
психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И. Ковалевский в 1899 году
поставил вопрос о разделе­нии психопатологии и юридической психологии и
введении этих наук в курс юридического образования.

В начале XX столетия в теории и на
практике все большее значение приобретали экспериментальные исследования в
юридической психо­логии. Значительное количество работ этого периода посвящено
акту­альной проблеме психологии свидетельских показаний. Это работы И.Н.
Холчева, Г.Р. Португалова, Е.М. Кумешера и др. В этот же период времени
значительнее количество работ было посвящено исследованию психологии личности
преступника. Это работы Л.Е. Владимирова, Г.С.Фельдштейна, М.Н.Гернета и
других.

Значительный вклад в развитие
юридической психологии в дорево­люционный период внес ученый и практик А.Ф.
Кони. Его труды, где рассматриваются вопросы юридической психологии,
качественно от­личаются от трудов других авторов тем, что, обобщив свой
громадный опыт, он подходит к оценке каждого явления с точки зрения его при­меняемости
в практической деятельности юриста. Большое внимание А.Ф. Кони уделял
психологии судебной деятельности, психологии сви­детелей, потерпевших и их
показаниям. Он считал, что для того, чтобы занимать судейское кресло,
необходимо обладать чертами характера, позволяющими противостоять нажиму,
просьбам, давлению окружения, голосу «общественного пристрастия»,
маскирующемуся под голос «об­щественного мнения», и др.*

_____________________________________________________________________________

*Кони А.Ф. Собрание сочинений. М.,
1967. Т. 4, с. 41, 47.

       Разрешение методологических
проблем в юридической психологии продолжалось после установления Советской
власти. Изучалась про­блема применения психологического знания в дознании,
предваритель­ном следствии и суде. В доказательственном праве новой системы
правосудия экспертиза, в том числе и психологическая, заняла первое место.
Интенсивные исследования в тот период проводились психоло­гом А.Р. Лурия. Им
изучались возможности применения методов экспе­риментальной психологии для
расследования преступлений. Значитель­ный вклад в развитие юридической
психологии того времени внесли В.М. Бехтерев и А.Ф. Кони.

Прикладные судебно-психологические
исследования в 20—30-е годы носили многопрофильный характер, их объектом были
психологические предпосылки преступлений, быт и психология различных групп пре­ступников,
психология свидетельских показаний, судебно-психологи­ческая экспертиза,
психология заключенных, психология несовершен­нолетних преступников.

Разрабатывал вопросы юридической
психологии и известный русский и советский ученый, профессор Московского
университета С.В. Познышев. Его книга «Криминальная психология. Преступные
типы» стала итогом осуществленных исследований личности преступника, причин преступлений,
совершенных отдельными лицами*.

_____________________________________________________________________________
*См.:Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. Л., 1926.

Ошибки и болезни роста психологии,
криминологии для такой моло­дой сферы научного знания, как юридическая
психология, были неиз­бежны, но преодолимы. Однако на рубеже 30-х годов в нашей
стране произошли значительные политические перемены, которые помешали
дальнейшему позитивному развитию юридической психологии. Начался отход от
ленинских принципов в государственной, политической и на­учной жизни.
Сокрушительный удар был нанесен и по материнской для юридической психологии
науке — психологии. Были закрыты или реорганизованы психологические
научно-исследовательские учреждения, прекращена разработка психологических
проблем в социальной сфере, на производстве, в управлении и т. д. Психология
была фактически подчинена педагогике и находилась в таком состоянии около
тридцати лет. Понятно, что в этот период никакие психологические исследования
на стыке с юриспруденцией не велись и вестись не могли.

Психологов изолировали от вопросов
следственной и судебной де­ятельности. Их изгнали даже из криминалистики,
которая в предшест­вующие полвека развивалась с помощью психологии. Чтобы
оправиться после ударов, нанесенных по психологии и криминологии в 30-е годы,
мало было последующих тридцати лет, необходимо было изменение социальных
условий, политической и идеологической обстановки в стране.

Это произошло только в начале 60-х
годов. Тогда и возникла необ­ходимость развития социальных наук, прежде всего
психологии, социо­логии, и не ради их самих, а для анализа и оценки
происходящих в стране процессов. В 1964 году было принято специальное
Постановле­ние ЦК КПСС «О дальнейшем развитии юридической науки и улучше­нии
юридического образования в стране», в соответствии с которым уже в следующем
учебном году в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был
введен курс «Психология (общая и судебная)». Были развернуты прикладные психологические
исследования для обес­печения целей правоохранительной, правоприменительной и
профи­лактической деятельности.

Исследования отечественных
специалистов в области юридической психологии за последние 30 лет имеют широкий
диапазон. Это не только проблемы использования судебно-психологической
экспертизы, психологии дознания и следствия, психологические проблемы профи­лактики
правонарушений, но и вопросы психологии личности правона­рушителя, психологии
судопроизводства, правомерного поведения и др.

Происходящая в нашей стране
перестройка послужила стимулом дальнейшего развития всех наук, в том числе и
юридической психо­логии. Позитивные изменения наблюдаются в плане организации
науч­ных исследований. Указанные процессы свидетельствуют о выходе юри­дической
психологии на новый, третий этап развития, который продол­жается в настоящее
время.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ