ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
§ 2. История развития юридической психологии
.
§ 2. История развития юридической
психологии
Несмотря на то, что юридическая
психология — одна из сравнительно молодых отраслей психологии, применение
психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений
правоохранительной деятельности берет начало в глубокой древности. Испытания
участников процесса, носившие порой мистический характер, но в значительной
мере синтезировавшие эмпирический опыт многих поколений, имели место уже в
античном и средневековом уголовном процессе. Они базировались на применении
знаний психологии человека, ее различных проявлений в момент испытаний. Правда,
и в античном, и в средневековом процессе основным доказательством было личное
признание подозреваемого. Это признание, как основное доказательство,
добывалось любыми путями, в том числе использованием пыток, истязаний. Наряду с
физическими применялись и нравственные пытки, в основе которых лежали
обобщенные эмпирические данные, бытовая психология,
Чтобы заставить человека давать
показания, специально создавалась шоковая ситуация, обстановка, провоцирующая к
выражению чувств, отношения к расследуемому событию. Например, подозреваемого
неожиданно для него вводили в слабоосвещенную комнату, где лежал труп убитого,
и там подозреваемого увещали сказать правду, рассчитывая, что потрясенный
виновник выдаст себя*.
_____________________________________________________________________________
*Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. СПб.,1910, с. 295.
На смену феодальному средневековому
розыскному процессу приходит буржуазный состязательный процесс со свойственной
ему гласностью и устностью. Важное значение приобретают свидетельские показания
и данные о личности подсудимого, потерпевшего истца и ответчика. Безусловно, и
здесь для правильной оценки показаний заинтересованных лиц появляется
потребность привлечения и использования психологического знания.
В России о необходимости учитывать
психологию преступников высказывался И.Т. Посошков, предлагавший в «Книге о
скудности и богатстве» различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Он
объяснял, как детализировать показания лжесвидетелей, чтобы получить обширный
материал для их изобличения, рекомендовал классифицировать преступников во
избежание вредного влияния худших на менее испорченных*.
_____________________________________________________________________________
*См.: Дулов А.В. Судебная
психология. Минск, 1975, с. 29.
Князь М.М. Щербатов, историк и
философ, автор «Истории российской с давних времен», указывал на необходимость
знания законодателем «человеческого сердца» и создания законов с учетом
психологии народа. Он один из первых поднял вопрос о возможности досрочного
освобождения исправившегося преступника и необходимости привлекать
содержащихся в тюрьмах к работам.
В.Ф. Ушаков в трактате «О
праве и цели наказания» раскрывал психологические условия воздействия на
преступника наказания. Главным он считал приведение преступника к раскаянию.
Распространение идеи
исправления и перевоспитания преступника привело к обращению права и психологии
для научного обоснования этих проблем, над которыми в начале XIX века в России
работали П.Д. Лодий, В.К. Елпатьевский, Г.С. Гордиенко, Х.Р. Штельцер и другие
ученые.
Однако общая психология,
носившая в то время умозрительный характер, не могла в тот период даже в союзе
с уголовным правом разработать достаточно научные критерии и методы изучения
человеческой личности.
Значительное количество
работ, посвященных юридической психологии, появилось в России в конце XIX
столетия. Это работы И.С.Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения»,
К.Я. Яневич-Яновского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и
физиологии», А.У.Фрезе «Очерк судебной психологии», Л.Е.Владимирова
«Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые
другие. В указанных работах высказывались идеи чисто прагматического
исследования психологических знаний в конкретной деятельности судебных и
следственных органов.
Конец XIX и начало XX столетия в
России связаны с интенсивным развитием психологии и психиатрии и ряда правовых
дисциплин. Многие ученые, представлявшие эти науки в тот период, занимали
прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков,
В.П.Сербский, А.Ф.Кони и другие). В результате активной разработки проблем
психологии, психиатрии и права возникла необходимость в оформлении юридической,
психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И. Ковалевский в 1899 году
поставил вопрос о разделении психопатологии и юридической психологии и
введении этих наук в курс юридического образования.
В начале XX столетия в теории и на
практике все большее значение приобретали экспериментальные исследования в
юридической психологии. Значительное количество работ этого периода посвящено
актуальной проблеме психологии свидетельских показаний. Это работы И.Н.
Холчева, Г.Р. Португалова, Е.М. Кумешера и др. В этот же период времени
значительнее количество работ было посвящено исследованию психологии личности
преступника. Это работы Л.Е. Владимирова, Г.С.Фельдштейна, М.Н.Гернета и
других.
Значительный вклад в развитие
юридической психологии в дореволюционный период внес ученый и практик А.Ф.
Кони. Его труды, где рассматриваются вопросы юридической психологии,
качественно отличаются от трудов других авторов тем, что, обобщив свой
громадный опыт, он подходит к оценке каждого явления с точки зрения его применяемости
в практической деятельности юриста. Большое внимание А.Ф. Кони уделял
психологии судебной деятельности, психологии свидетелей, потерпевших и их
показаниям. Он считал, что для того, чтобы занимать судейское кресло,
необходимо обладать чертами характера, позволяющими противостоять нажиму,
просьбам, давлению окружения, голосу «общественного пристрастия»,
маскирующемуся под голос «общественного мнения», и др.*
_____________________________________________________________________________
*Кони А.Ф. Собрание сочинений. М.,
1967. Т. 4, с. 41, 47.
Разрешение методологических
проблем в юридической психологии продолжалось после установления Советской
власти. Изучалась проблема применения психологического знания в дознании,
предварительном следствии и суде. В доказательственном праве новой системы
правосудия экспертиза, в том числе и психологическая, заняла первое место.
Интенсивные исследования в тот период проводились психологом А.Р. Лурия. Им
изучались возможности применения методов экспериментальной психологии для
расследования преступлений. Значительный вклад в развитие юридической
психологии того времени внесли В.М. Бехтерев и А.Ф. Кони.
Прикладные судебно-психологические
исследования в 20—30-е годы носили многопрофильный характер, их объектом были
психологические предпосылки преступлений, быт и психология различных групп преступников,
психология свидетельских показаний, судебно-психологическая экспертиза,
психология заключенных, психология несовершеннолетних преступников.
Разрабатывал вопросы юридической
психологии и известный русский и советский ученый, профессор Московского
университета С.В. Познышев. Его книга «Криминальная психология. Преступные
типы» стала итогом осуществленных исследований личности преступника, причин преступлений,
совершенных отдельными лицами*.
_____________________________________________________________________________
*См.:Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. Л., 1926.
Ошибки и болезни роста психологии,
криминологии для такой молодой сферы научного знания, как юридическая
психология, были неизбежны, но преодолимы. Однако на рубеже 30-х годов в нашей
стране произошли значительные политические перемены, которые помешали
дальнейшему позитивному развитию юридической психологии. Начался отход от
ленинских принципов в государственной, политической и научной жизни.
Сокрушительный удар был нанесен и по материнской для юридической психологии
науке — психологии. Были закрыты или реорганизованы психологические
научно-исследовательские учреждения, прекращена разработка психологических
проблем в социальной сфере, на производстве, в управлении и т. д. Психология
была фактически подчинена педагогике и находилась в таком состоянии около
тридцати лет. Понятно, что в этот период никакие психологические исследования
на стыке с юриспруденцией не велись и вестись не могли.
Психологов изолировали от вопросов
следственной и судебной деятельности. Их изгнали даже из криминалистики,
которая в предшествующие полвека развивалась с помощью психологии. Чтобы
оправиться после ударов, нанесенных по психологии и криминологии в 30-е годы,
мало было последующих тридцати лет, необходимо было изменение социальных
условий, политической и идеологической обстановки в стране.
Это произошло только в начале 60-х
годов. Тогда и возникла необходимость развития социальных наук, прежде всего
психологии, социологии, и не ради их самих, а для анализа и оценки
происходящих в стране процессов. В 1964 году было принято специальное
Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении
юридического образования в стране», в соответствии с которым уже в следующем
учебном году в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был
введен курс «Психология (общая и судебная)». Были развернуты прикладные психологические
исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и
профилактической деятельности.
Исследования отечественных
специалистов в области юридической психологии за последние 30 лет имеют широкий
диапазон. Это не только проблемы использования судебно-психологической
экспертизы, психологии дознания и следствия, психологические проблемы профилактики
правонарушений, но и вопросы психологии личности правонарушителя, психологии
судопроизводства, правомерного поведения и др.
Происходящая в нашей стране
перестройка послужила стимулом дальнейшего развития всех наук, в том числе и
юридической психологии. Позитивные изменения наблюдаются в плане организации
научных исследований. Указанные процессы свидетельствуют о выходе юридической
психологии на новый, третий этап развития, который продолжается в настоящее
время.
.