Статья 1 :: vuzlib.su

Статья 1 :: vuzlib.su

24
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 1

.

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия
есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления.

2. Наименования Российская
Федерация и Россия равнозначны.

Комментарий к статье 1

Статья имеет основополагающее
значение. В ней устанавливаются форма государственной власти в Российской
Федерации и, соответственно, режим политической, экономической и иных свобод
личности в обществе. Однако понять содержание этой статьи можно, лишь имея
четкие представления о том, что такое государство, из каких компонентов оно
состоит и в каких формах может проявлять и проявляет свою власть в настоящее
время.

В самом общем понимании
государство представляет собой аппарат управления делами общества и защиты прав
личности от произвола со стороны других лиц, органов и организаций. Современное
государство имеет сложную структуру и включает, в частности, представительные
(законодательные) органы власти; главу государства; правительство, министерства
и иные органы исполнительной власти; правоохранительные органы: суд,
прокуратуру, полицию (милицию); пенитенциарные учреждения.

Государственные органы находятся
между собой в той или иной взаимосвязи, определенным образом организованы в
единое целое. Эти способы организации государства и понимаются как его форма.
При этом в форме государства выделяют три основные стороны: форму правления,
форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления характеризует
способы образования высших органов государственной власти, порядок
распределения между ними полномочий. Различают две основные формы правления:
монархию и республику.

Форма государственного устройства
понимается как способ распределения государственной власти между ее
центральными органами и органами власти отдельных территорий страны. Выделяются
две формы государственного территориального устройства: унитарная и
федеративная. В унитарных (единых) государствах, к числу которых относятся,
например, Франция, Швеция, Финляндия, центральные органы государственной власти
определяют полномочия органов власти на местах. В федеративных государствах
(США, Германия) субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые
не могут быть изменены центральной властью в одностороннем порядке.

Система способов осуществления
государственной власти по отношению к гражданам, их объединениям, формы и методы
участия населения в делах государства охватываются понятием политического
режима. Многовековая история государства знает два вида такого режима:
демократический и авторитарный. Для демократического режима характерны участие
населения в формировании органов государственной власти и местного
самоуправления, широкий спектр политических свобод граждан, режим законности,
охрана прав и законных интересов граждан и др.

В противоположность демократии
авторитарные режимы — деспотия, фашизм — характеризуются бесправным положением
граждан, их отстранением от государственной деятельности, как правило, наличием
единоличной власти. В странах с таким режимом чаще всего царят произвол и
беззаконие, самые грубые формы нарушения прав человека.

Конституционное закрепление Российской
Федерации как федеративной демократической республики означает следующее.

1. В стране действует
республиканская форма правления. Все граждане России, согласно Конституции,
имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации
— Федерального Собрания, а также избрании главы государства — Президента
Российской Федерации (подробнее см. ст. ст. 81, 96 Конституции).

2. Российское государство
представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6
краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 10
автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта
Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно
осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно — правовой
деятельности, принимают законы и иные нормативно — правовые акты. В то же время
значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы
государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и
Правительство.

В условиях России, представляющей
многонациональное государство, федеративная форма государственного устройства
является наиболее плодотворной, ибо только Федерация позволяет органично
сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами
каждой республики и других субъектов Федерации.

3. Российская Федерация —
демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвовать
в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные
политические права (подробнее см. гл. 2 Конституции). В стране принимаются меры
к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и
укреплению законности и правопорядка.

Закрепленные Конституцией формы
государственной власти отражают опыт государственного строительства зарубежных
стран, создают необходимые условия для реализации зафиксированных в Конституции
политических, экономических и иных свобод россиян. Проведение принципа
разделения властей в системе федеральных органов государственной власти создает
устойчивый характер для демократических преобразований в Российской Федерации,
делает невозможным сосредоточение власти в руках одного лица и введение
тоталитарного режима.

Принципиально важным является
конституирование государства Российской Федерации в качестве правового. Далеко
не все конституции развитых буржуазных государств содержат подобные положения,
хотя идея связанности государства правом, законом в настоящее время получает
всеобщее признание.

Родоначальником доктрины правового
государства признается И. Кант, однако ее отдельные положения разрабатывались
еще античными мыслителями (Аристотелем, Цицероном), а также другими известными
философами (Спинозой, Монтескье, Руссо, Гегелем). В доктрине воплощался идеал
политико — правового устройства общества, способного воплотить подлинное
народовластие, утвердить в обществе гуманистические начала и обеспечить
реальность прав и свобод личности. Правовое государство противопоставлялось
полицейскому государству, в котором процветали бюрократизм, пренебрежение
правами и свободами человека, полицейская слежка и произвол.

В современной политико — правовой
доктрине правовым государством признается демократическое государство, в
котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип
разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого
человека.

Верховенство закона как
необходимый принцип правового государства означает не только признание за
Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их
способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в
обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в
целом действующему закону. В своей многогранной деятельности государство
действует не по собственному усмотрению или по произволу, а в строго
определенных рамках, установленных Конституцией и иными основополагающими
нормативно — правовыми актами. Сказанное в полной мере относится и к
законотворчеству. Законодательный процесс, как и любая иная деятельность
государства, детально регламентируется специальным законом. Его соблюдение
является необходимым условием признания каждого вновь принимаемого закона в
качестве регулятора общественных отношений.

Другим непременным признаком
правового государства является последовательное разделение властей на
законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют
самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни
одной из них доминировать над другими либо сосредоточить власть в руках одного
должностного лица (см. комментарий к ст. 10).

В правовом государстве признаются
и гарантируются права и свободы человека, закрепленные общепризнанными нормами
международного права, а также законами и иными нормативно — правовыми актами.
Это свободы в сфере экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на
жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и др. (см. комментарий к
гл. 2). В конечном счете каждый член общества обладает равными правами и
свободами независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к религии и принадлежности
к общественным объединениям и политическим партиям и других обстоятельств. При
этом государство охраняет и защищает права личности, равно как и личность не
нарушает действующих в обществе законов и не посягает на права и свободы других
лиц.

Названные принципы
последовательно закреплены в Конституции. Однако они являются скорее задачей,
которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся
фактом.

В ежегодном Послании Федеральному
Собранию (февраль 1995 г.) Президент Российской Федерации отметил, что в 1994 г. «Россия продолжала жить в разреженном правовом пространстве. Число законов, в которых
нуждается страна, многократно превышает количество принятых. Законодательный
процесс нередко подменяется политической борьбой. Не сложились новые правовые
обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать, что уважение к праву в
обществе укоренится только тогда, когда право будет уважаться властью. Судебная
система еще не стала равноправной ветвью власти, по — настоящему независимой и
авторитетной… почти не реализуется принцип прямого действия Конституции»
<*>. В следующем ежегодном Послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию содержится уже более оптимистический вывод о том, что
новое здание российской государственности в основном уже построено <**>.

———————————

<*> РГ. 1995. 17 февр.

<**> РГ. 1996. 27 февр.

Чтобы оперативно и
целенаправленно осуществить действенные меры по преодолению отмеченных
недостатков политико — правовой сферы и заложить реальные основы правового
государства, Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. N 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» <*>
было признано необходимым силами научных и практических работников разработать
концепцию правовой реформы в Российской Федерации, ибо процесс построения
правового государства не менее сложен и труден, чем проведение экономических реформ,
и успешно завершить его можно лишь на строго научной основе, с учетом конкретно
— исторических условий и социально — правовых закономерностей. Словом, правовое
государство может стать реальностью в той мере, в какой общество, государство и
каждый гражданин будут способны покончить с остатками правового нигилизма,
грубейшего нарушения прав и свобод человека, а также создать эффективно
действующее законодательство и систему органов исполнительной власти, способную
обеспечить реальное действие законов.

———————————

<*> СЗ РФ. 1995. N 28. Ст.
2642.

Положение ч. 2 ст. 1 о
равнозначности наименований «Российская Федерация» и
«Россия» следует понимать в том смысле, что оба понятия являются
синонимами, обозначают один и тот же предмет — государство россиян — и могут
использоваться в равной мере как в официальных документах, так и в любых других
текстах, хотя на практике в официальных документах чаще всего используется
наименование «Российская Федерация».

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ