Тема 1. Основы административного права Вопросы :: vuzlib.su

Тема 1. Основы административного права Вопросы :: vuzlib.su

95
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Тема 1. Основы административного права Вопросы

.

Тема 1. Основы административного права Вопросы

Общие положения об административном праве, его предмет.

Административно-правовые отношения: содержание и виды.

Общая характеристика органов исполнительной власти.

1. Административное право — одно из важнейших средств
регулирования общественных отношений, используемых государством в процессе
управленческой деятельности, и обеспечения слаженной работы государственного
аппарата. Через нормы административного права государство в лице его
уполномоченных органов проводит в жизнь важнейшие организационные мероприятия
экономического и социально-культурного характера для удовлетворения
общественных потребностей и обеспечения нормальных условий жизни своих граждан.

Административное право закрепляет правовые и организационные
формы участия граждан в управлении государством, устанавливает должностные
правила поведения как для компетентных органов и должностных лиц, так и для
рядовых граждан.

            Нормы административного права регулируют большой
комплекс управленческих отношений, возникающих в связи с организацией
государственного регулирования в сфере экономики, социально-культурного
строительства, административно-политического устройства.

            Административное право — самостоятельная отрасль
правовой системы Украины, регулирующая общественные отношения, возникающие в
процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности
государственного управления.

            Административное право призвано регулировать те
общественные отношения, которые возникают (складываются), развиваются и
прекращаются в сфере государственного регулирования и контроля. Эти
общественные отношения возникают по поводу осуществления органами
государственного управления управленческих функций. Следовательно, предмет
административного права фактически составляют управленческие общественные
отношения и контроль.

            Правовое регулирование общественных отношений в
сфере государственного управления осуществляется путем установления
закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически
обязательных для всех участников регулируемых отношений.

            Конкретное общественное отношение является
управленческим, а потому подпадает под регулирующее воздействие
административного права в следующих случаях:

1) когда в нем обязательно участвует соответствующий орган
государственного управления (должностное лицо);

2) когда этот орган практически реализует полномочия,
предоставленные ему государством для осуществления управленческой деятельности.

К числу управленческих можно отнести следующие общественные
отношения:

— между исполнительными органами государства в порядке их
иерархической подчиненности;

— между различными, не находящимися в подчинении, органами
государственного управления;

— между органами государственного управления и подчиненными
им государственными предприятиями, организациями;

— между органами государственного управления и
негосударственными предприятиями, организациями;

— между органами государственного управления и гражданами.

            Административно-правовое регулирование этих
разнообразных управленческих общественных отношений осуществляется с помощью
общих методов, т.е. совокупности средств или способов регулирующего воздействия
права на общественные отношения, заложенные в самой природе права. Различают
следующие методы:

1. Предписание — возложение прямой юридической обязанности
совершить то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой
(нужно поступать именно так, а не иначе);

2. Запрет — возложение прямой юридической обязанности не
совершать то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой;

3. Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях,
предусмотренных правовой нормой те или иные действия по своему усмотрению.

Следовательно, административно-правовое регулирование
рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает
их юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации.

2. Административно-правовые отношения имеют свою специфику,
вытекающую из норм административного права и управленческой деятельности,
которую они регулируют.

Сторонами этих правоотношений могут быть органы
государственного управления и местного самоуправления, государственные
служащие, предприятия, учреждения и организации независимо от форм
собственности, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства.

Права и обязанности сторон в административно-правовых
отношениях носят взаимный характер. Правам одной стороны соответствуют
обязанности другой и на оборот.

Особенности административно-правовых отношений состоят в
следующем:

— неравенство сторон — одна из сторон всегда наделена юридически
властными полномочиями по отношению к другой стороне;

— могут возникать по инициативе любой из сторон — органа
управления, гражданина и т.п. Причем согласие второй стороны не является
обязательным условием возникновения правоотношений. Они могут возникать вопреки
желанию одной из сторон;

— административно-правовые споры разрешаются, как правило, в
административном порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного и
одностороннего распоряжения полномочного органа управления или должностного лица;

— за нарушение требований административно-правовых норм
стороны несут ответственность не друг перед другом, а перед государством.

В зависимости от характера юридической связи между сторонами
можно выделить вертикальные и горизонтальные административно-правовые
отношения.

Вертикальные — состоят в том, что у одной стороны есть
властные полномочия, которых нет у другой стороны (вышестоящие и нижестоящие
органы управления, между организационно несоподчиненными органами управления и
т.д.). Основной признак таких правоотношений — наличие полномочий по совершению
односторонних властных  действий у одной из сторон по отношению к другому
участнику этих отношений.

Горизонтальные — такие, в которых стороны юридически
равноправны. Этот  принцип присущ отношениям, которые складываются между
гражданином и органом управления (должностным лицом), например, оформление на
работу, обращение с заявлением и т.д.

3. По характеру своей деятельности органы исполнительной
власти можно разделить на органы общей отраслевой компетенции, органы
межотраслевой компетенции, контрольные и надзорные органы, специализированные
государственные органы, выполняющие специальные или специфические функции
государства.

Система органов государственной исполнительной власти
Украины включает в себя:

Кабинет Министров ;

министерства;

государственные комитеты и ведомства;

органы государственной исполнительной власти Автономной
Республики Крым;

государственные администрации областей, районов, городов
Киева и Севастополя.

Органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность
по следующим направлениям:

в сфере экономики;

в социально-культурной сфере;

в административно-политической области.

В сфере экономики государственное регулирование
осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и должностными
лицами. Их компетенция и принципы деятельности определяются законами и другими
нормативными актами. Систему органов исполнительной власти в этой области
составляют правительство Украины, министерства и ведомства.

К органам исполнительной власти в социально-культурной сфере
относятся:

— министерства;

— ведомства;

— комитеты науки и техники, культуры (в т.ч. средств
массовой информации, печати, телевидения, радиовещания, архивов),
здравоохранения (в т.ч. санитарно-эпидемиологической службы, физкультуры,
туризма и т.д.);

— органы государственного управления в области труда,
занятости и социальной защиты населения;

 — миграционные службы.

Система органов государственного управления в
административно-политической области и в сфере предпринимательства включают в
себя органы, осуществляющие государственное управление в области обороны,
безопасности (в т.ч. органы пограничной службы, внешней разведки, национальное
бюро расследований); органы внутренних дел (органы милиции, пожарной
безопасности); юстиции; иностранных дел; в области экономики ( государственная
налоговая служба, таможенная служба и пр.

Служба — это один из видов платной, общественно-полезной
деятельности людей, в т.ч. и в сфере управления.

Государственная служба в Украине — это профессиональная
деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате
по практическому выполнению задач и функций государства и получающих заработную
плату за счет государственных средств. Деятельность государственных служащих в
Украине регламентирована Законом «О государственной службе» от 16.12.93 г.

Главным компонентом государственной службы как юридического
института является должность.

Должность – определенная структурой и штатным расписанием
первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на
которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

Должностными лицами считаются руководители и заместители
руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные
служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено
осуществление  организационно-распорядительных и консультативно-совещательных
функций.

Должность определяет круг служебных обязанностей, права и
пределы ответственности государственного служащего, требования относительно его
профессиональной подготовки. Кроме того, она отражает содержание работы,
которую выполняет служащий, устанавливает его правовой статус.

Система должностей строится по иерархическому принципу, в ее
основу положено 7 категорий должностей служащих. Основными критериями
классификации должностей госслужащих является организационно-правовой уровень
органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на
конкретной должности, роль и место должности в структуре государственного
органа.

В соответствии с нормами Закона «О государственной службе»
указанным категориям должностей государственных служащих присваивается 15
рангов.

Ранг служащему присваивается в соответствии с его
должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатом работы.

На государственных служащих налагаются предусмотренные
действующим законодательством обязанности и права. Более конкретно они
устанавливаются на основе типовых квалификационных характеристик и отображаются
в должностных положениях и инструкциях, которые утверждаются руководителями
соответствующих государственных органов в пределах закона и их компетенции.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяЦенные банкноты
    Следующая статьяИ. В. ГЁТЕ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ