ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ
ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
.
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
Согласно ст. 2 Закона о
государственной регистрации прав государственная регистрация прав — это
юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения
(обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в
соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация
является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в
судебном порядке.
Датой государственной регистрации
прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый
государственный реестр прав. Государственная регистрация прав, согласно ст. 9
Закона о регистрации, осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества
в пределах регистрационного округа. Регистрационный округ — территория, на которой
действует учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав
на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрационные округа создаются
субъектами Российской Федерации в границах, как правило, совпадающих с
границами административно-территориальных единиц.
Отказ в государственной регистрации
прав либо уклонение соответствующего органа от ее совершения могут быть
обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
1 СЗ РФ. 2000. №37. Ст. 3718.
См., например, Обзор практики
разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О
государственной регистрации прав на недвижимое Имущество и сделок с ним»
(Информационное письмо Президиума ВАС от !6 февраля 2001 г. № 59) // Вестник ВАС РФ. 2001. №4. С. 19-33; Обзор практики применения арбитражными судами
земельного законодательства (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27
февраля 2001 г. № 61) // Вестник ВАС РФ. 2001. №5. С. 96-108.
Государственная регистрация прав
на недвижимое имущество (земельный участок) может рассматриваться одновременно
и в качестве правового института, и юридического акта. Как правовой институт
она представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные
отношения по поводу признания и подтверждения специально уполномоченными на то
органами государства прав на недвижимое имущество и обременении этих прав. По
своей сущности эти отношения имеют преимущественно административно-правовой
характер. Содержание их заключается в том, что исполнительные органы государственной
власти — учреждения юстиции осуществляют правовую экспертизу документов,
проверяют законность сделки и в зависимости от результатов принимают решение о
регистрации либо ее приостановлении, или отказе в регистрации прав на
недвижимость. В то же время эти отношения теснейшим образом связаны с
имущественными отношениями, регулируемыми гражданским, земельным
законодательством, законодательством о недрах, водным и лесным
законодательством, поскольку регистрации подлежат права на недвижимое
имущество, правовой режим которого определяется указанными отраслями законодательства.
Как юридический акт
государственная регистрация прав представляет собой административно-правовое
решение. Юридическое значение этого акта заключается в том, что с его принятием
закон связывает наступление определенных юридических последствий,
непосредственно сопряженных с возникновением, изменением (обременением) и
прекращением прав на недвижимое имущество, в частности на земельный участок.
Принятие акта государственной
регистрации прав, а также сделок с недвижимостью означает, что с даты внесения
соответствующих записей в Единый государственный реестр прав: договор,
предметом которого является земельный участок, считается заключенным (п, 3 ст.
433 ГК РФ); право собственности у приобретателя земельного участка по договору
считается возникшим (п. 2 ст. 223 ГК РФ).
Кроме того, принятие такого акта
означает также, что с даты государственной регистрации вступает в силу
обременение права на недвижимость: аренда, сервитут и т. п. Соответственно с
даты государственной регистрации, как правило, считаются прекращенными права на
недвижимость, которые возникли ранее.
Таким образом, акт
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
является обязательным, завершающим элементом юридического факта, в результате
которого возникают, изменяются и прекращаются права на недвижимость, в
частности на земельные участки. Принципиально важным последствием
государственной регистрации является то, что этот акт закон признает
единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственная регистрация прав
на недвижимость в качестве правового института и юридического акта
ориентирована на решение следующих задач:
— обеспечение государственного
контроля за совершением сделок с недвижимым имуществом, переходом прав на него
от одного лица к ДРУ» тому, в частности в сфере оборота земельных
участков;
— создание правовой основы защиты
прав граждан и юридических лиц на земельные участки, что имеет важное значение
не только для этих лиц, но и для всего общества, поскольку речь идет о
соблюдении установленного земельного правопорядка;
— обеспечение доступности
сведений о зарегистрированных правах, в том числе и на земельные участки, в
целях получения заинтересованными лицами достоверной информации обо всех
существующих правах на недвижимое имущество, т. е. о юридической судьбе
земельных участков и иной недвижимости.
Предметом регистрации согласно
ст. 131 ГК РФ являются следующие виды прав на недвижимость: права
собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного
наследуемого владения, постоянного пользования; а также иные права в случаях,
предусмотренных ГК РФ и иными законами. Согласно ст. 164 ГК РФ предметом государственной
регистрации являются и сделки с землей, с другим недвижимым имуществом,
которые подлежат государственной регистрации в случаях и порядке,
предусмотренных ст. 131 ГК РФ и Законом о государственной регистрации (ст. 4).
Кроме того, государственной
регистрации подлежат ограничения (обременения), т. е. установленные законом
или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условия,
запрещения, стесняющие правообладателя, при осуществлении права собственности
либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитут,
ипотека, доверительное управление, аренда, арест имущества и т. п.).
Следует также отметить, что
Законом о государственной регистрации (ст. 4, 14) предусмотрены две формы
государственной регистрации: регистрация прав на недвижимое имущество и регистрация
сделок с ним.
В свою очередь, объектами этих
прав является недвижимое имущество (ст. 130 ГК РФ), перечень которого более
широко, чем в ГК, представлен в Законе о государственной регистрации (ст. 1):
недвижимое имущество (недвижимость) — земельные участки, участки недр, обособленные
водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение
без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания,
сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения,
кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы.
Для государственной регистрации,
которая осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах
регистрационного округа, необходимо, чтобы перечисленные объекты были
соответствующим образом индивидуализированы, т. е. отграничены от иных объектов
недвижимости1.
Согласно ст. 5 Закона о
государственной регистрации участниками (субъектами) отношений, возникающих при
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются:
собственники
1 См.: Правила кадастрового деления территории Российской Федерации, утв. Постановлением
Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 660 // СЗ РФ. 2000. № 37. Ст. 3726. См. также текст § 3; § 4 гл. 8, касающийся земельного кадастра, Присвоения земельным участкам
кадастровых номеров, деления территории на кадастровые округа. и обладатели
иных подлежащих государственной регистрации прав на недвижимость, в том числе
граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства,
российские и иностранные юридические лица, международные организации,
иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и
муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,— с другой.
Следует особо подчеркнуть, что в
современном законодательстве закреплен важный и прогрессивный принцип
гласности. Статья 7 Закона о государственной регистрации устанавливает, что она
носит открытый характер. Так, орган, осуществляющий государственную
регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином
государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу. Для
получения таких сведений необходимо лишь представить удостоверение личности и
заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие его
регистрацию и полномочия его представителя). Выписки из Единого
государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны
содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах
на него, а также об ограничениях (обременениях) прав. Орган, осуществляющий
государственную регистрацию прав, должен в течение пяти дней предоставить
запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный
отказ. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в
суд.
Устанавливая открытость
государственной регистрации прав, Закон тем не менее предусматривает
определенные ограничения. Так, сведения о содержании правоустанавливающих
документов (за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные
сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, а
также выписки, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости,
предоставляются в установленном законом порядке только: самим правообладателям;
физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя;
руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации; налоговым органам в
пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией; судам и
правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами
недвижимости и (или) их правообладателями; лицам, имеющим право на наследование
имущества правообладателя по завещанию или по закону; федеральному
антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий,
находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов.
Орган, осуществляющий государственную
регистрацию прав, обязан по запросу правообладателя предоставлять ему
информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на
который он имеет права.
Использование сведений,
содержащихся в Едином государственном реестре прав, способами или в форме,
которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет
ответственность, предусмотренную законодательством.
Пункт 2 ст. 33 Закона о
государственной регистрации предусматривает, что создание системы учреждений
юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
осуществляется субъектами Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается
к 1 января 2000 г. С этого момента государственная регистрация прав на землю
должна осуществляться только учреждениями юстиции.
.