ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
16. ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
.
16. ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
Весьма актуальным для жизни современного российского
общества является деление системы права на отрасли частного права и
публичного. Еще в Древнем Риме различалось право частное («jus privatum») и
право публичное («jus publicum»). Такое разграничение связывается с именем
древнеримского юриста Ульпиана (170-228 гг.), который обосновал его впервые. Он
высказал мнение, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского
государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. То есть
предметом публичного права является сфера публичных интересов (интересов
общества, государства в целом), а предметом частного права — сфера частных дел
и интересов.
Разделению права на частное и публичное уделяли внимание
Монтескье («О духе законов»), Гоббс, Гегель, российские правоведы Д.Д. Гримм,
К.Д. Кавелин, Н.М. Коркунов, Д.И. Мейер, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий,
Г.Ф. Шершеневич.
В современной отечественной юридической литературе к
отраслям публичного права относят государственное, административное,
финансовое, уголовное, отрасли процессуального права, к отраслям частного
права — гражданское, трудовое, семейное, а также такие комплексные отрасли, как
торговое, кооперативное, предпринимательское, банковское и др.
Советская правовая доктрина отвергала концепцию частного
права как несовместимую с природой социалистического строя. В связи с
подготовкой первого советского Гражданского кодекса Ленин в 1922 г. выразил свою позицию следующим образом: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в
области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». Исходно такая позиция
обусловлена тоталитарной природой социалистического государства,
огосударствлением общественной и частной жизни, отсутствием частной
собственности и свободы частного предпринимательства. Таким образом, нужно
заметить, что в России накоплен опыт регулирования социальной сферы
публично-правовыми методами, для которых характерны юридическая централизация
(регулирование «по вертикали», из единого центра — государства) и императивность,
не оставляющая места усмотрению субъектов.
Напротив, сфера частного права предполагает децентрализацию
юридического регулирования (когда юридически значимые решения принимаются
участниками гражданского оборота самостоятельно) и диспозитивность (свободу
выбора юридических решений).
Таким образом, основной смысл различения частного и
публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу
имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой
сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и
законных интересов участников гражданского оборота.
В настоящее время в России происходит становление рыночной
экономики, и законодательно закреплена частная собственность, в связи с чем развитию
частного права придается большое значение. В декабре 1991 г. распоряжением Президента РФ создан Исследовательский центр частного права. Принят новый
Гражданский кодекс Российской Федерации, содержание которого пронизано идеями
частного права.
При всей важности и принципиальности деления права на
частное и публичное, критерии такого деления неоднозначны, а границы
достаточно условны и размыты. Российский цивилист Михаил Михайлович Агарков
(1890-1947 гг.) отмечал, что могут возникать комбинации публично-правового и
частно-правового элементов, смешанные публично-правовые и частно-правовые
институты. М.М. Агарков подчеркивал, что публичное право есть область власти и
подчинения, частное (гражданское) — область свободы и частной инициативы.
Иногда критерием отнесения отношений к публично-правовым полагают участие в них
в качестве одной из сторон государства. Однако как государство в целом, так и
его органы, могут выступать в качестве юридических лиц участниками
частно-правовых отношений.
.