ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
18. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
.
18. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Для того, чтобы система законодательства оставалась именно
системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне
согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась
и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального
процесса — систематизации.
Систематизация — это деятельность по упорядочению и
совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней
обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения
субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно
идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые
акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между
юридическими предписаниями и т. п.
Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал Михаил Михайлович Сперанский (кстати, один из лучших кодификаторов не только России,
но и Европы), который говорил, что «приведение Законов в один состав» является
«одною из первых Государственных нужд». Он же указывал и на значение
систематизации для юридической науки: «Ученое законоведение… не может
основаться, если законы не будут прежде приведены в правильный состав».
Современная юриспруденция знает и использует в основном три
вида (способа) систематизации — инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.
Инкорпорация — это вид (способ) систематизации, при котором
нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не
подвергаются) и размещаются в определенном порядке — алфавитном,
хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других
изданиях.
Для инкорпорации характерны следующие черты:
1) она может носить как официальный, так и неофициальный
характер;
2) субъектами инкорпорации могут быть как органы
государства, так и общественные организации и частные лица;
3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта:
нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации;
4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде,
в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней
обработке;
5) внешняя обработка заключается в том, что:
а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы,
утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта)
изменения;
б) исключаются части, которые не содержат нормативных
предписаний;
в) в результате инкорпорации издается сборник законов,
собрание законодательства или иной нормативный акт.
Особой разновидностью собрания законодательства является
свод законов, который представляет собой:
а) инкорпорированное издание нормативных актов высших
органов власти (законодательной и исполнительной);
б) источник официального опубликования;
в) собрание всего действующего законодательства (в указанном
в п. «а» смысле) без какого-либо исключения.
6 февраля 1995 г. Президент России издал Указ «О подготовке
к изданию Свода законов Российской Федерации». До революции 1917 г. в России действовал Свод законов Российской империи.
Консолидация — это вид (способ) систематизации, при котором
несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный
нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов
и обеспечения единства правового регулирования.
Для консолидации характерны следующие черты:
1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием
(инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);
2) проводится только правотворческими органами, и лишь в
отношении принятых ими актов;
3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а
вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные
официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись
должностного лица).
Консолидация по своей природе занимает промежуточное
положение между инкорпорацией и кодификацией.
Кодификация — это такой вид систематизации, который имеет
правотворческий характер и направлен на создание нового сводного
нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем
коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения
единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
Для кодификации характерны следующие черты:
1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную
форму систематизации;
2) по существу является видом правотворчества, поскольку
объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;
3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные
государственные органы на основании конституционных или других законных
полномочий;
4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный
характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный
срок;
5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое
регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с
крупными социальными преобразованиями;
6) результатом кодификации является кодификационный акт, который
отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет
не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и
сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение
среди других отраслевых актов. Кодификационные акты -это прежде всего основы
законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и
др.
.