ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
87. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА
.
87. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА
Некоторые идеи о договорном происхождении власти возникли
еще в древности (ранний буддизм, учение Мо-цзы), имели место в философии
Эпикура (341-270 гг. до н. э.) и Тита Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.). Однако
основной период разработки теории общественного договора лежит между
публикацией «Левиафана» Гоббса (1651 г.) и трудом Канта «Метафизические
элементы справедливости» (1797 г.). Сторонниками этой теории были Гроций,
Спиноза, Локк, Руссо. В России ее представителем был Александр Николаевич
Радищев (1749-1802 гг.).
В рамках целостной социально-политической доктрины положения
теории общественного договора были разработаны Жан-Жаком Руссо (1712—1778 гг.)
в главном труде его жизни — трактате под названием «Об общественном договоре,
или Принципы политического права» (1762 г.) и в историческом очерке «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754 г.).
К основным положениям теории общественного договора можно
отнести следующие:
— каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто
не в состоянии подчинить человека без его согласия. Руссо подчеркивал, что
человек не обязан ничем тем, кому он ничего не обещал;
— основанием права могут служить только договоры и соглашения.
В противовес естественному праву Руссо была выдвинута идея права политического,
то есть основанного на договорах;
— основой любой законной власти среди людей могут быть лишь
соглашения: законная власть возникает в результате добровольного соглашения свободных
и добродетельных людей. При этом божественное происхождение власти отвергается;
— в результате общественного договора образуется ассоциация
равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора
обеспечивают объединение народа в неразрывное целое (коллективную личность),
интересы которого не могут противоречить интересам частных лиц;
— по условиям общественного договора суверенитет принадлежит
народу. При этом народный суверенитет понимается как общая воля народа. Он неотчуждаем
и неделим. Руссо подчеркивал, что передаваться может власть, но никак не воля;
— сущность теории общественного договора заключается в
передаче власти народом государству. Такое общественное соглашение, по словам
Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми
его членами;
— во всех формах правления суверенитет и законодательная
власть принадлежат всему народу, который является источником власти;
— всякое правление посредством законов Руссо считал
республиканским правлением. «Таким образом, — подчеркивал он, — я называю
Республикой всякое Государство, управляемое посредством законов, каков бы ни
был при этом образ управления им». Народный суверенитет — основополагающий
принцип республиканского строя. При народовластии возможна только одна форма
правления — республика, тогда как форма организации управления может быть
различной — монархией, аристократией или демократией, в зависимости от числа
лиц, участвующих в управлении. Руссо замечал, что в условиях народовластия
«даже монархия становится республикой»;
— народ имеет право не только изменить форму правления, но и
вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную
свободу;
— подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил
против разделения властей: системе разделения властей Руссо противопоставил
идею разграничения функций органов государства.
В действительности общественный договор никогда не
заключался. Видимо, прав Г.Ф. Шершеневич, когда замечает, что теорию
общественного договора следует оценивать не с точки зрения исторической
действительности, а как определенный методологический прием. «Для них
(сторонников этой теории. — В.П.) не важно, — пишет Шершеневич, — было ли так
в истории или нет, для них важно доказать, какой вид должно принять общество,
если предположить, что в основании его лежит общественный договор,
обусловленный согласием всех, без чего никто не может считать себя связанным
общественными узами».
Вместе с тем теория общественного договора во многом
способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под
влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность
Соединенных Штатов Америки.
.