§ 2. Права, обязанности и ответственность органов государственной налоговой службы :: vuzlib.su

§ 2. Права, обязанности и ответственность органов государственной налоговой службы :: vuzlib.su

17
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Права, обязанности и ответственность органов государственной
налоговой службы

.

§ 2. Права, обязанности и
ответственность органов государственной налоговой службы

В целях выполнения поставленных
задач, органы государственной налоговой службы наделены широкими правами. Так,
они имеют право:

проводить на предприятиях, в
учреждениях и организациях независимо от форм собственности и у граждан, в том
числе граждан — субъектов предпринимательской деятельности проверки денежных
документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, товарно-кассовых
книг, показателей электронных контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных
систем, применяемых для расчетов за наличные с потребителями, и иных документов
независимо от способа предоставления информации, связанных с исчислением и
уплатой налогов, иных платежей, наличия свидетельств о государственной регистрации
субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий,
патентов) на ее проведение, а также получать от должностных лиц и граждан в
письменной форме объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во
время проверок;

проверять у должностных лиц, граждан
документы удостоверяющие их личность, во время проведения проверок по вопросам
налогообложения;

вызывать должностных лиц и граждан
для объяснений относительно источника получения доходов;

осуществлять проверку достоверности
информации, полученной для занесения в Государственный реестр физических
лиц-плательщиков налогов и иных обязательных платежей. Периодичность таких
проверок и обследований производственных, складских, торговых и других
помещений устанавливается Государственной налоговой администрацией Украины.

органы государственной налоговой
службы имеют право приглашать граждан, в том числе граждан-субъектов
предпринимательской деятельности, для проверки правильности начисления и
своевременности уплаты ими налогов, иных платежей. Письменные сообщения о таких
приглашениях направляются гражданам рекомендованными письмами, в которых
указываются основания вызова, дата и время, на которое вызывается гражданин;

получать бесплатно от предприятий,
учреждений, организаций, включая Национальный банк Украины и его учреждения,
коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, от
граждан-субъектов предпринимательской деятельности справки, копии документов о
финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах предприятий,
учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан о
расчетных, валютных и других счетах, информацию о наличии и обороте средств на
этих счетах, в том числе о не поступлениях в установленные сроки валютной
выручки от субъектов предпринимательской деятельности и иную информацию
связанную с исчислением и уплатой налогов, других платежей, входить в любые
информационные системы, для определения объекта налогообложения;

получать бесплатно необходимые
сведения для формирования информационного фонда Государственного реестра
физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности — о суммах доходов,
выплаченных физическими лицами, и полученных с них налогов, иных платежей, от
органов, уполномоченных проводить государственную регистрацию, а также выдавать
специальные разрешения (лицензии, патенты) на осуществление некоторых видов
предпринимательской деятельности, о выдаче таких разрешений субъектам
предпринимательской деятельности, от органов внутренних дел — о гражданах
прибывших для проживания в определенный населенный пункт либо выбывших из него,
от органов регистрации актов гражданского состояния — об умерших гражданах;

получать бесплатно от таможенных
органов ежемесячно отчетные данные о ввозе на таможенную территорию Украины
импортных товаров и взимании при этом налогов, иных платежей, а также
информацию об экспортно-импортных операциях, осуществляемых резидентами и
нерезидентами, по форме, согласованной с Государственной налоговой
администрацией Украины и от органов статистики — данные, необходимые для
использования их в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

обследовать любые производственные,
складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности и жилье граждан, если оно используется в
качестве юридического адреса субъекта предпринимательской деятельности, а также
для получения доходов. В случае отказа руководителей предприятий, учреждений,
организаций и граждан в допуске должностных лиц органов государственной
налоговой службы для обследования указанных помещений и оборудования,
непредставления документов о полученных доходах и расходах, органы
государственной налоговой службы имеют право определять облагаемый налогом
доход (прибыль) таких предприятий, учреждений, организаций и граждан, на
основании документов свидетельствующих о полученных ими доходах (прибылях), а в
отношении граждан — также с учетом налогообложения лиц, занимающихся
аналогичной деятельностью;

требовать от руководителей и иных
должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан,
деятельность которых проверяется, устранения выявленных нарушений налогового
законодательства и законодательства о предпринимательской деятельности,
контролировать их исполнение, а также пресекать действия, препятствующие
осуществлению полномочий должностными лицами органов государственной налоговой
службы;

прекращать операции плательщиков
налогов, иных платежей на счетах в учреждениях банков, других финансово-
кредитных учреждениях, за исключением операций по уплате налогов, иных платежей
в случае:

отказа в проведении документальной
проверки или недопущения должностных лиц органов государственной налоговой
службы для обследования помещений используемых для получения доходов или
связанных с содержанием других объектов налогообложения независимо от их
местонахождения, оборудования, электронных контрольно-кассовых аппаратов,
компьютерных систем, применяемых для расчетов за наличные с потребителями,
весо-кассовых комплексов и средств штрихового кодирования;

непредставления органам налоговой
службы и их должностными лицам бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых
деклараций (расчетов), деклараций о валютных ценностях, отчетов о применении
электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем и иных
документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных платежей;

не предъявления свидетельств о
государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности,
специальных разрешений (лицензий, патентов) на ее осуществление, сертификатов
соответствия электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем;

нарушения предприятием, учреждением,
организацией, гражданином-субъектом предпринимательской деятельности
установленного законом порядка регистрации в органах государственной налоговой
службы в качестве налогоплательщиков;

отсутствия учета объектов
налогообложения или когда существует реальная угроза израсходован™ средств или
отчуждения имущества, изъятие которых в установленном законом порядке является
единственным средством возмещения ущерба, причиненного государству, в связи с
неплатежеспособностью проверяемого юридического лица;

изымать (с оставлением копий) у
предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии
(занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, иных платежей, и
изымать у граждан-субъектов предпринимательской деятельности, нарушающих
порядок занятия предпринимательской деятельностью, регистрационные
удостоверения или специальные разрешения (лицензии, патенты) с последующей
передачей материалов о нарушении органам, выдавшим эти документы;

применять к предприятиям,
учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания:

однократного размера доначисленной
по результатам проверки суммы налога или другого платежа, а в случае повторного
нарушения в течение года после нарушения, установленного предыдущей проверкой,
— в двукратном размере доначисленной по результатам проверки суммы налога,
другого платежа;

десяти процентов надлежащих к уплате
сумм налогов за непредставление или несвоевременное представление органам
государственной налоговой службы налоговых деклараций, расчетов, аудиторских
заключений и иных документов, необходимых для исчисления налогов, других платежей,
а также за непредставление, либо несвоевременное представления учреждениям
банков платежных поручений за уплату налогов, иных платежей;

применять к учреждениям банков или
юридическим лицам, физическим лицам-субъектам предпринимательской деятельности,
которые в установленный законом срок не сообщили об открытии или закрытии
счетов в банках, финансовые санкции в виде взимания от 20 до 100 необлагаемых
налогом минимумов доходов граждан.

Вышеуказанные санкции применяются в
отношении налогов, других платежей, по которым установлено обязательное
представление органам налоговой службы налоговых деклараций, расчетов. Решение
о применении финансовых санкций принимается в срок не позднее 10 дней со дня
составления акта проверки;

взимать в бюджеты и государственные
целевые фонды доначисленные по результатам проверок суммы налогов, иных
платежей, суммы недоимки по налогам, иным платежам, а также суммы штрафов и
других санкций, если эти платежи не уплачены добровольно в 10-дневный срок со
дня принятия органом государственной налоговой службы соответствующего решения,
с предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и
результатов финансово-хозяйственной деятельности — в бесспорном порядке, а с
граждан — по решению суда либо по исполнительным надписям нотариуса.

В случае несогласия субъекта
налогообложения с решением налогового органа относительно бесспорного взыскания
средств, такое взыскание может быть приостановлено на срок до 30 дней
вышестоящим налоговым органом. Если жалоба субъекта налогообложения отклонена,
вместе с налоговым обязательством взимается пеня, начисленная с момента
возникновения такого налогового обязательства до момента его погашения;

предоставлять в пределах своих
полномочий отсрочки и рассрочки уплаты налогов, иных платежей на условиях
налогового кредита с учетом финансового положения налогоплательщиков;

за несвоевременное выполнение
учреждениями банков, другими финансово-кредитными учреждениями распоряжений
органов государственной налоговой службы о бесспорном взыскании налогов, иных
платежей, а также поручений предприятий, учреждений, организаций и граждан об
уплате налогов, иных платежей взимать с учреждений банков и других
финансово-кредитных учреждений пеню за каждый день просрочки (включая день
уплаты) в размерах, установленных законодательством относительно таких видов
платежей;

налагать административные штрафы:

на руководителей и других
должностных лиц предприятий, учреждений, организаций виновных в занижении суммы
налога, другого платежа, сокрытии (занижении) объектов налогообложения, а также
в отсутствии бухгалтерского учета объектов налогообложения или ведении его с
нарушениями установленного порядка, в не предоставлении, несвоевременном
предоставлении или подаче по неустановленной форме бухгалтерских отчетов и балансов,
налоговых деклараций, расчетов, аудиторских заключений, платежных поручений и
других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей,
— от пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а за те же
действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось
административному взысканию за одно из указанных правонарушений — от десяти до
пятнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан;

на руководителей и других
должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, включая учреждения
Национального банка Украины, коммерческие банки и др. Финансово-кредитные
учреждения, не выполняющие перечисленные в пунктах 2-5 требований должностных
органов государственной налоговой службы — от 10 до 20 необлагаемых минимумов
доходов граждан;

на должностных лиц предприятий,
учреждений и организаций, а также на граждан-субъектов предпринимательской
деятельности, выплачивавших доходы, виновных в неудержании, неперечислении в
бюджет сумм налогов на доходы физических лиц, перечислении налога за счет
средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое
перечисление разрешено законодательством), в несообщении либо несвоевременном
сообщении государственным налоговым инспекциям по установленной форме сведений
о доходах граждан, — в размере трех необлагаемых налогом минимумов доходов
граждан, а за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года
подвергалось административному взысканию за одно из указанных правонарушений, —
в размере 5 необлагаемых минимумов доходов граждан;

на граждан, виновных в
непредоставлении или несвоевременном предоставлении деклараций о доходах или во
включении в декларации искаженных данных, в отсутствии учета или ненадлежащем
ведении учета доходов и расходов, для которых установлена обязательная форма
учета, — от 1 до 5 необлагаемых минимумов доходов граждан;

на граждан, занимающихся
предпринимательской деятельностью, виновных в противодействиях должностным
лицам органов налоговой службы, в частности в недопущении их в помещения,
используемые для осуществления предпринимательской деятельности и получения
доходов — от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан;

на граждан, занимающихся
предпринимательской деятельностью без государственной регистрации или без
специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено
законодательством, от 3 до 8 необлагаемых минимумов доходов граждан;

на граждан, осуществляющих продажу
товаров без приобретения одноразовых патентов или с нарушением срока их
действия, либо осуществляющих продажу товаров не указанных в декларациях, — от
1 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан, а за те же действия,
совершенные гражданином, который в течение года был подвергнут
административному взысканию за одно из указанных правонарушений, от 10 до 20
необлагаемых минимумов доходов граждан;

пользоваться беспрепятственно в
служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям и
организациям не зависимо от форм собственности;

в случае выявления злоупотреблений
во время проведения контроля за поступлением валютной выручки, проведением
расчетов с потребителями с использованием товарно-кассовых книг, а также за
соблюдением лимитов наличности в кассах и ее использованием для расчетов за
товары, работы и услуги, давать поручения органам государственной контрольно-ревизионной
службы на проведение ревизий;

требовать от руководителей
проверяемых предприятий, учреждений и организаций проведения инвентаризации
основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств и расчетов. В
необходимых случаях опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы;

представлять информацию из
Государственного реестра физических лиц-плательщиков налогов и других
обязательных платежей другим государственным органам в соответствии с
действующим законодательством;

материально и морально поощрять
граждан, оказывающих помощь в борьбе с нарушениями налогового законодательства.

Государственная налоговая
администрация Украины имеет право отменять решения других органов
государственной налоговой службы, а государственные налоговые администрации в
Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе,
государственные налоговые инспекции в городах с районным делением (кроме
городах Киева и Севастополя) — решения нижестоящих государственных налоговых
инспекций.

Должностные лица Государственной
налоговой службы обязаны: соблюдать Конституцию Украины, законы и другие
нормативные акты; права и охраняемые законом интересы граждан, предприятий,
учреждений и организаций; обеспечивать выполнение возложенных на них функций и
в полной мере использовать предоставленные им права; хранить коммерческую и
служебную тайну.

За невыполнение либо ненадлежащее
выполнение должностными лицами своих обязанностей, они привлекаются к
дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.
Ущерб, причиненный их неправомерными действиями подлежат возмещению за счет
средств государственного бюджета.

Должностным лицом государственной
налоговой службы, может быть лицо, имеющее образование по специальности и
отвечающее квалификационным требованиям, установленным Государственной
налоговой администрацией Украины.

Принятому на работу должностному
лицу, может быть установлен испытательный срок от 6 месяцев до одного года. На
работу не могут быть приняты лица осужденные за совершение корыстных преступлений.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ