§ 2. Система и структура государственного земельного управления :: vuzlib.su

§ 2. Система и структура государственного земельного управления :: vuzlib.su

41
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Система и структура государственного земельного управления

.

§ 2. Система и структура государственного земельного
управления

Систему государственного земельного управления образуют
органы государственной исполнительной власти, объектом управ­ленческой
деятельности которых выступают земельные правоот­ношения, включая вопросы
собственности на земли, предоставле­ние государственных земель в пользование,
организацию рацио­нального использования и охраны земель, учет и контроль за
землепользованием. Иными словами, система государственного зе­мельного
управления — система высших органов исполнительной власти в РФ, министерств и
ведомств, в компетенцию которых входит обеспечение исполнения земельного
законодательства. В систему государственного земельного управления могут
входить также местные органы самоуправления, в той степени, в какой им переданы
(делегированы) полномочия государственного земельного управления.

Будучи структурным элементом государственного управления в
целом, государственное земельное управление имеет свою внут­реннюю структуру.
Структура — построение системы органов, их взаимное расположение. Структура
государственного управления определяется различными факторами, среди которых —
политика и задачи государства в области упорядочения земельных отноше­ний,
особенности правового регулирования, государственного уст­ройства,
установленные механизмы реализации. Структура может также зависеть и от
сложившихся традиций, стереотипов государ­ственных решений, финансовых,
материальных и технических возможностей государства.

Государственное земельное управление имеет вертикальные и
горизонтальные параметры. Вертикальные параметры определя­ются федеративным
устройством РФ, а также конституционным распределением предметов ведения между
РФ и субъектами РФ. Управленческая деятельность государственных органов исполни­тельной
власти осуществляется на основе принципа разграничения полномочий и компетенции
между РФ и субъектами РФ в соот­ветствии с требованиями Конституции РФ (ст. 11,
71, 72, 76), Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации» , земельным
законодательством, соглашения­ми и договорами между РФ и субъектами РФ о
разграничении предметов ведения и компетенции.

Исходя из смысла Конституции РФ, государственное земельное
управление входит в совместное ведение РФ и субъектов РФ . Соответственно
органы государственного земельного управления расположены на двух уровнях
исполнительной власти — феде­ральном и субъектном, образуя единую систему
исполнительной власти в РФ. Государственное земельное управление может осу­ществляться
также на третьем, местном уровне, если местным органам самоуправления передана
часть государственных управ­ленческих полномочий в области регулирования
земельных отно­шений.

Росземкадастр получил статус федерального органа исполни­тельной
власти по государственному управлению земельными ре­сурсами. Ему переданы
специальные функции государственного управления: ведение государственного
земельного кадастра и го­сударственного учета расположенных на земельных
участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, зем­леустройство,
государственная кадастровая оценка земель, мони­торинг земель и государственный
контроль за использованием и охраной земель.

Государственный контроль за использованием и охраной земель
возложен также на МПР России, которое в результате реорганизации получило
статус специально уполномоченного государственного ор­гана в данной области. В
его компетенцию входит также коор­динация деятельности федеральных органов
исполнительной власти по вопросам ведения* государственных кадастров в области
природопользования и охраны окружающей среды, т.е. включая государственный
земельный кадастр .

Министерство юстиции РФ имеет статус специально уполномо­ченного
федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на
недвижимое имущество, включая земельные участки, и сделок с ним . Регистрация прав
на земельные участки осуществляется учреждениями юстиции, создаваемыми в
соответ­ствии с Законом «О государственной регистрации прав на недви­жимое
имущество и сделок с ним» органом государственной власти субъекта РФ. В задачи
учреждений юстиции входят государствен­ная регистрация прав собственников
земельных участков и обла­дателей иных, подлежащих государственной регистрации
прав, создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, выдача свидетельств о государственной регистрации
прав .

Минсельхоз России является федеральным органом исполни­тельной
власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере
агропромышленного комплек­са . Министерство играет также особую рель в
обеспечении охраны земель, являясь специально уполномоченным органом в области
мелиорации земель и обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения. В его функции входит учас­тие в осуществлении земельной реформы в
сельской местности.

Минздрав России через свой Департамент
санитарно-эпидемиологического надзора контролирует выполнение гигиенических
требований при размещении объектов промышленности, выборе земельных участков
под строительство, планировке и застройке населенных пунктов .

Госстрой России обладает полномочиями государственного зе­мельного
управления применительно к градостроительной дея­тельности. Он, в частности,
участвует в создании государственного земельного кадастра и государственного
градостроительного када­стра, развитии рынка земельных участков для
осуществления градостроительной деятельности .

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои
полномочия на территории субъекта РФ непосредственно или через создаваемые ими
территориальные органы .

Территориальные органы созданы в системе МПР России ,
Росземкадастра , а также других федеральных министерств и ведомств. Лесхозы,
бассейновые управления, комитеты по охране окружающей среды и комитеты
природных ресурсов субъектов РФ являются территориальными органами МПР России .
По во­просам, входящим в компетенцию МПР России, территориальные органы
действуют под контролем министерства, а по вопросам, входящим в компетенцию
субъекта РФ, — под контролем органов исполнительной власти соответствующего
субъекта РФ. Террито­риальными органами Росземкадастра являются комземы в субъ­ектах
РФ. Комземы субъектов РФ подчиняются Росземкадастру и осуществляют свою
деятельность во.взаимодействии с органами исполнительной власти субъекта РФ . В
полномочия комземов субъектов РФ входят государственное управление на
территории субъекта РФ, землеустройство, ведение государственного земель­ного
кадастра, государственный контроль за использованием и охраной земель,
обеспечение функционирования единой системы государственной регистрации**прав
на недвижимое имущество и сделок с ним, а также некоторые другие. В систему
территориаль­ных органов Минздрава России входят Федеральные государст­венные
учреждения — Центры государственного санитарно-эпи-демиологического надзора в
субъектах РФ, земельные центры санэпиднадзора. Минсельхоз России имеет сложную
систему тер­риториальных органов, включающих обычно сразу несколько тер­риториальных
подразделений в большинстве субъектов РФ. Это — комитеты по мелиорации земель,
государственные инспекции по карантину растений, департаменты по охране и
рациональному использованию охотничьих ресурсов, станции защиты растений и др.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ само­стоятельно
устанавливают систему органов государственной власти.

Государственное управление на субъектном уровне распро­страняется
на земли, находящиеся в пределах территории соот­ветствующего субъекта РФ, а
также на земли, приобретенные на территории других субъектов РФ.
Государственное земельное уп­равление в различном объеме и различного
содержания осущест­вляют высшее должностное лицо субъекта РФ, высший исполнительный
орган, а также министерства и ведомства субъектов РФ. Высший исполнительный
орган субъекта РФ, в частности, управ­ляет и распоряжается собственностью
субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной ему в управление .
Сис­тема министерств и ведомств в субъектах РФ создается в соответ­ствии с
потребностями каждого субъекта, экономическими и гео­графическими
особенностями, полномочиями и компетенцией, ус­тановленными соответствующими
законами субъектов РФ, догово­рами и соглашениями с Российской Федерацией.

К примеру, в Московской области функции государственного
земельного управления выполняют:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия,
Министерство экологии и природопользования, Министерство имущественных
отношений, Главное управление архитектуры и градостроительства, Московская
областная регистрационная палата. Министерство сельского хозяйства и
продовольствия является центральным исполнительным органом государственной власти
Московской области, осуществляющим проведение единой госу­дарственной политики в
рациональном использовании земель сельскохозяйственного назначения.
Министерство экологии и при­родопользования в рамках полномочий по охране
окружающей среды выполняет функции по охране земель. Министерство иму­щественных
отношений осуществляет управление и распоряже­ние государственной
собственностью Московской области, управ­ление в области приватизации и
регулирования рынка недви­жимости. Главное управление архитектуры и
градостроительства обеспечивает выполнение земельного законодательства при за­стройке
городов и других поселений, а Московская областная палата является учреждением юстиции,
отвечающим за госу­дарственную регистрацию прав на земельные участки и сделок с
ними .

 

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ