ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Содержание права собственности на природные ресурсы
.
Содержание права собственности на природные ресурсы
В содержание права собственности на природные ресурсы входят
правомочия владения, пользования и распоряжения.
Право владения означает закрепленную законом возможность
фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.
Право пользования — это юридическая возможность извлекать из
природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной
и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения
определенных потребностей.
Право распоряжения предполагает возможность в установленных
законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая
его отчуждение.
Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по
своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему
имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие
закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных
правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой
объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов
(государство, организации, граждане).
Природные ресурсы — особые объекты права собственности,
которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного
происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют
особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой
устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния
человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются
и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории (ст. 9).
Поэтому состояние и использование природных ресурсов и
окружающей среды в целом — сфера не только и не столько частных, сколько
публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование
отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных
ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в
Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на
основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и
экологической безопасности, действенность государственного управления и
контроля в области охраны природы*.
________
* См. Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 № 440, разд. 2.
Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность
природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение,
пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается
законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).
В силу рассмотренных причин законодательство
предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными
ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной
эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их
охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от
вредного влияния своей деятельности.
Законом также установлены определенные ограничения в сфере
распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого
порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и
экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с
землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого
характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и
др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота,
поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды,
недра, животный мир и др.).
Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов
природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или
вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом
не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права
собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие
владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная
в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).
Своеобразие положения государства как субъекта права
собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и
пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности
предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные
ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется
государством в основном через управленческие функции его компетентных органов
по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и
изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.
Особенности реализации юридическими лицами правомочий по
владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены
характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности,
определенной в уставах и других учредительных документах.
.