ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
5. КОНЦЕПЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
.
5. КОНЦЕПЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
На протяжении всей истории существования и деятельности
прокуратуры, в особенности после того, как в 1965 г. прокурорский надзор стал самостоятельной отраслью правовой науки, а по номенклатуре
специальностей — самостоятельной учебной дисциплиной, в теории и практике все
чаще стали возникать различного рода концепции относительно места органов
прокуратуры в системе органов государственной власти, предмета и пределов
прокурорского надзора, полномочий прокурора по устранению выявленных нарушений
закона.
В чем состоит сущность и содержание концепций прокурорского
надзора на современном этапе? Какие проблемы при этом выдвигают ученые и
практики прокурорского надзора?
Предмет и содержание концепции прокурорского надзора состоит
в том, чтобы определить:
— степень эффективности сложившейся системы принципов,
структуры и полномочий органов прокуратуры на современном этапе;
— место органов прокуратуры в системе государственных
органов, носят ли они самостоятельный или соподчиненный характер с другими
государственными органами;
— соответствие действующего законодательства требованиям по
обеспечению единства, централизации и независимости органов прокуратуры;
— дальнейшее совершенствование прокурорского надзора в плане
реализации правовой реформы в Российской Федерации;
— конкретные меры законодательного и организационного характера
по преобразованию организации и деятельности органов прокуратуры.
Проблема определения места органов прокуратуры в системе
органов государственной власти становится все более и более актуальной в связи
со следующими обстоятельствами: в стране катастрофически растет уголовная преступность,
ухудшается ее криминогенная характеристика; неудержимыми темпами растут
организованная преступность и нарушения закона, связанные с коррупцией,
нарушаются принципы социальной справедливости; не соблюдаются права и законные
интересы граждан; проявляется со всей очевидностью неспособность
правоохранительных органов эффективно бороться с преступностью и т.д.
Поэтому возникают вопросы следующего характера:
— нужна ли сложившаяся система органов прокуратуры в
современных условиях?
— если нет, то какие государственные органы или общественные
организации смогут принять на себя исполнение функций по надзору за точным и
единообразным исполнением законов в государстве?
— если органы прокуратуры следует сохранить, то в каком структурном
виде они должны быть представлены: как самостоятельный государственный орган
или в составе какого-либо иного государственного органа?
В зависимости от ответов на вышеназванные вопросы существует
множество концепций прокурорского надзора — от концепции полной ликвидации
данного государственного органа до концепции расширения полномочий органов
прокуратуры.
.