Статья 44 :: vuzlib.su

Статья 44 :: vuzlib.su

51
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 44

.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода
литературного, художественного, научного, технического и других видов
творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие
в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным
ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о
сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и
культуры.

Комментарий к статье 44

1. Слово «каждый» в ч.
1 комментируемой статьи подразумевает граждан России, иностранных граждан или
лиц без гражданства. Однако и группы граждан (соавторы, творческие коллективы)
могут являться субъектами данных правоотношений. Авторское право юридических
лиц в законодательстве Российской Федерации отсутствует с 1992 г.

В действующем законодательстве не
дается легального определения понятия «творчество». Применительно к
комментируемой статье творчество может рассматриваться в двух аспектах: как
процесс творческой деятельности и как ее результат, облеченный в конкретную
объективную форму. Творчество как важнейшая составная часть духовной
деятельности человека представляет собой открывание и созидание чего-то нового,
оригинального. Творение есть процесс и результат духовно-волевой, разумной
работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее запросы и потребности.

Творчество не следует полностью
отождествлять с интеллектуальной деятельностью или интеллектуальной
собственностью, имеющих рационально-материальную основу, хотя, разумеется,
творчество — часть (вид) интеллектуальной деятельности.

Творчество непосредственно
связано со способностями. Статья 10 Основ законодательства Российской Федерации
о культуре от 9 октября 1992 г. (ВВС РФ, 1992, N 46, ст. 2615) определяет, что
каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии
со своими интересами и способностями (см. комментарий к ст. 34).

Свобода творчества — одна из
важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять
минимум вмешательства в творческую деятельность (ч. 5 ст. 29 Конституции
запрещает цензуру), одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной
свободы.

Свобода творчества не может быть
абсолютной; возможно злоупотребление этой свободой. Творческий человек живет
среди людей, и ради публичных интересов и прав других лиц сама Конституция и
законодательство содержат некоторые ограничения этой свободы (ч. 3 ст. 17, ч. 3
ст. 55 Конституции; ч. 1 п. 1 ст. 10 ГК РФ 1994 г.). Противоправным деяниям, даже имеющим творческую основу, не может быть гарантирована
свобода. Безнравственное, разрушительное творчество должно быть запрещено.

Часть 1 комментируемой статьи
упоминает отдельные виды творчества: литературное, художественное, научное и
техническое.

Литературное и художественное
творчество охраняется в основном авторским законодательством. Например,
литературное (научное) произведение, облеченное в конкретную форму, подпадает
под действие Закона «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. (ВВС РФ, 1993, N 32, ст. 1242).

Научное и техническое творчество
регулируется и охраняется Патентным законом Российской Федерации от 23 сентября
1992 г., Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
(ВВС РФ, 1992, N 42, ст. 2319, 2322) и некоторыми другими актами.

Наряду с перечисленными выше,
комментируемая статья говорит и о других видах творчества. К ним, вероятно,
можно отнести законотворчество, создание новой идеологии, разработку
нетрадиционных методов лечения, ремесло и т.д.

К видам творчества, не охраняемым
правом или вообще не попадающим в сферу правового регулирования, Конституция
как акт прямого действия должна применяться непосредственно.

Понятие «преподавание»
в комментируемой статье может рассматриваться как вид творческой деятельности в
процессе воспитания и обучения. Преподавание осуществляется педагогами, из
которых первыми педагогами являются родители (ч. 1 ст. 18 Федерального закона
от 10 июля 1992 г. «Об образовании» в редакции от 13 января 1996 г. — СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 150). Педагогическая деятельность возможна как в качестве
индивидуально-трудовой деятельности, так и в рамках образовательных учреждений
(ст. 48, 53 Закона «Об образовании»).

Свобода преподавания включает в
себя право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания,
учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся.
Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального
образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет
право безвозмездно читать учебный курс, параллельный соответствующему (п. 4 и 7
ст. 55 Закона «Об образовании»).

Однако свобода преподавания не
абсолютна, она ограничена некоторыми цензами (п. 2 ст. 53, п. 3 ст. 56 Закона
«Об образовании»). Кроме того, существуют государственные
образовательные стандарты, в соответствии с которыми должно осуществляться
преподавание, являющиеся основой объективной оценки уровня образования и
квалификации выпускников независимо от форм получения образования (ст. 7 Закона
«Об образовании»).

Термин «интеллектуальная
собственность» является новым не только для Конституции, но и для всего
законодательства Российской Федерации. Прежде всего необходимо отметить, что
нормы права собственности, помещенные в ГК и других законах, не
распространяются на произведения авторского и патентного права, объект которых
не является вещью. Термин «интеллектуальная собственность» представляет
собой специфическое наименование нематериальных объектов авторского и
патентного права, которые иногда еще называют «промышленная
собственность» или «литературная собственность». Однако
произведение (изобретение, товарный знак, фирменное наименование и т.д.), охраняемое
авторским и патентным правом, имеет такие особенности духовного порядка,
которые не позволяют отождествить его с вещью. Материальное воплощение идей и
образов представляет собой «вещь» настолько условную, что по
отношению к праву на объект любого творческого произведения правильнее
применять термин «интеллектуальные права».

Несмотря на то, что Конституцией
правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению
Российской Федерации (п. «о» ст. 71), нет специального закона об
охране интеллектуальной собственности. Это связано не только с традициями
законодательной деятельности в нашей стране до 1993 г., с неопределенностью самого понятия, с разногласиями по поводу предмета правового
регулирования и объектов интеллектуальной собственности среди ученых-юристов
(см., например, «Права на результаты интеллектуальной деятельности».
Авторское право. Патентное право. Сборник нормативных актов. М., изд.
«Де-Юре», 1994, с. 18-21, автор В. А. Дозорцев), но, главным образом,
с неясностью содержания законодательства и его места в правовой системе.

Несомненно, что интеллектуальная
собственность связана с произведением творчества и нормами о праве
собственности не регулируется. Авторское и патентное право, специфическим
объектом которых как раз и является творческое произведение, регулируют данные
отношения настолько своеобразно, что становится невозможным даже проведение
аналогий между нормами о праве собственности и нормами об интеллектуальных
правах.

Решение данного вопроса находится
в той плоскости, что законодателю, следуя за Конституцией, нужно будет
создавать совершенно новое законодательство об интеллектуальной собственности,
отказавшись в этой сфере от авторского и патентного права. Альтернативой этому
является сохранение исторически сложившихся ветвей гражданского
законодательства — авторского и патентного, с одновременным отказом от
несвойственного российскому праву самостоятельного законодательства об
интеллектуальной собственности.

2. Часть 2 комментируемой статьи
затрагивает право каждого на участие в культурной жизни, пользование
учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Культурная жизнь
представляет собой в широком смысле разнообразную деятельность в сфере
культуры, одну из сторон существования общества, творческую, созидательную
деятельность людей.

Участие в культурной жизни
предполагает реализацию возможностей каждого гражданина приобщиться к культуре,
попасть в очаг ее распространения, получить соответствующее образование в
институтах культурного профиля (театральных, кинематографических, искусства,
цирковых и т.д.), вступить в фольклорный ансамбль, собирать народные легенды,
сказки, песни, тосты и т.п. Многообразие форм культурной жизни предопределяет и
многообразие форм участия в ней. Предоставляемое Конституцией право на участие
в культурной жизни предполагает возникновение соответствующей обязанности у
субъектов этой жизни принять в число участников каждого, кто пожелает к ней
приобщиться в том или ином качестве. Участие в культурной жизни поэтому
заключается не только в осуществлении творческого элемента этой жизни, но и в
том, что каждый может быть зрителем, читателем, критиком, посетителем
(например, заповедника, ботанического сада, библиотеки), субъектом культурного
опроса (о кинофильме), хранителем материальных культурных ценностей и т.п.

Культурные ценности, доступ к
которым должен быть обеспечен каждому, представляют собой материальное
воплощение этой творческой и созидательной деятельности.

Статья 3 Основ законодательства
Российской Федерации о культуре дает перечень таких ценностей, носящий
исчерпывающий характер: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы
поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи,
исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла,
произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований
культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания,
сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении
территории и объекты.

Доступ к культурным ценностям и
пользование учреждениями культуры в ст. 12 Основ определяется как право на
приобщение к культурным ценностям. Ограничения такого доступа возможны по
соображениям секретности или особого режима пользования ими и устанавливаются
законодательством Российской Федерации.

3. В части 3 комментируемой
статьи провозглашена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического
культурного наследия.

Понятие культурного наследия дано
в ст. 3 Основ. Историческое наследие является частью наследия культурного.
Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных
действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. Статья 240
ГК 1994 г. предусматривает возможность изъятия у собственника путем выкупа или
продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным и
охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что
грозит утратой ими своего значения.

Обязанность беречь памятники
истории и культуры относится ко всем субъектам ч. 3 комментируемой статьи.
Понятие «памятники истории и культуры» раскрывается в ст. 1 и 6
Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников
истории и культуры» (ВВС РСФСР, 1978, N 51, ст. 1387).

Статья 62 Основ законодательства
о культуре предусматривает возможность установления за нарушения
законодательства о культуре гражданско-правовой, административной и уголовной
ответственности. УК в ст. 230 предусматривает за умышленное уничтожение,
разрушение или порчу памятников истории и культуры либо природных объектов,
взятых под охрану государства, наказание в виде лишения свободы на срок до двух
лет, исправительных работ на тот же срок или штрафа.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяВысотные работы
    Следующая статьяД. ЮМ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ