2. Организационно-тактические особенности расследования :: vuzlib.su

2. Организационно-тактические особенности расследования :: vuzlib.su

42
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2. Организационно-тактические особенности расследования

.

2. Организационно-тактические особенности расследования

Чтобы установить, есть ли достаточные основания для
возбуждения уголовного дела по ст. 223 УК, необходимо прежде всего выяснить,
имел ли место факт загрязнения водоема или воздуха, которым причинен или мог
быть причинен вред здоровью людей, сельскохозяйственному производству или
рыбным запасам. Вывод об этом можно сделать на основании сведений о количестве
сброшенного вещества, его виде, результатах лабораторного анализа воды, данных
о размере загрязненной территории или акватории, о количестве погибшей рыбы и
т. д. Решая вопрос о возбуждении уголовного дела, следователь проводит
необходимые проверочные мероприятия, в результате которых ему необходимо
получить следующие документы: 1) акт о нарушении правил охраны и пользования
водными ресурсами либо «Положения об охране рыбных запасов и о
регулировании рыболовства», с приложением различных схем (реки, водоема,
места свалки, движения отравленной воды, спуска условно-чистых вод, очистного
сооружения); 2) расчет ущерба, нанесенного сырьевым запасам реки (водоему), загрязненной
территории; 3) справки о количестве вывезенных отходов, сброшенного вещества,
рыбохозяйственном значении водоема и др.; 4) акты анализа проб сточных вод и
грунта по каналу спуска; 5) лабораторные анализы заборов проб воздуха,
проведенных врачами СЭС. Обычно, параллельно со следователем самостоятельно
работают различные ведомственные комиссии, проводя служебное расследование.
Задача следователя — скоординировать работу с ними в целях обмена информацией и
использования в ходе процессуального расследования данных, собранных этими
комиссиями. В следственной практике не единичны случаи, когда дело возбуждается
по сообщениям органов, осуществляющих контроль за соблюдением законов об охране
природы, например, органов рыбоохраны, бассейновых (территориальных) управлений,
санитарно-эпидемиологических станций и т. д. Материалы ведомственного
расследования, как правило, содержат сведения о количестве сброшенного
вещества, его виде, результатах лабораторного анализа воды, о размере
загрязненной территории или акватории, о количестве погибшей рыбы, о вероятных
причинах преступного загрязнения, неисправности очистного сооружения и т. д. В
данной ситуации в первую очередь планируется допрос работников бассейновых
(территориальных) управлений, санитарно-эпидемиологических станций,
обнаруживших загрязнение и представивших материалы инспекторского
расследования, осмотр места происшествия и документов, экспертизы. В
дальнейшем, в зависимости от конкретных обстоятельств, проводится допрос
свидетелей-очевидцев, должностных лиц предприятий, связанных с хранением,
транспортировкой и уничтожением вредных веществ, с источником загрязнения, с
последствиями преступного загрязнения. В необходимых случаях проводится
следственный эксперимент (например, для определения возможности наблюдать те
или иные явления в конкретной обстановке, объема (количества) выброса (сброса)
вредного вещества в определенный отрезок времени, уточнения источника
загрязнения). По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 223 УК, необходимо
установить факт загрязнения реки, озера, водоема и водных источников
неочищенными и необезвреженными сточными водами, отбросами и отходами
промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других предприятий,
учреждений и организаций; причинения (либо угрозы причинения) вреда здоровью
людей, сельскохозяйственному производству или рыбным запасам; либо факт
загрязнения воздуха вредными для здоровья людей отходами промышленного
производства. При этом следователь выясняет: — в чем конкретно выразилось
загрязнение водоемов или воздуха; -когда и какой водный объект, территория
подверглись загрязнению (как долго имел место залповый сброс отходов
производства); — площадь и границы загрязненного участка; — что послужило
причиной сброса неочищенных и необезвреженных сточных вод, отбросов в водоем
либо вредных отходов промышленного производства в атмосферу; -какое правило об
охране рыбных запасов, поверхностных вод от загрязнения сточными водами либо
атмосферного воздуха нарушено; — какие последствия наступили в результате этих
нарушений, каков материальный ущерб; -наличие причинной связи между нарушением
правил охраны окружающей среды и вредными последствиями; -содержит ли данное
нарушение признаки состава преступления либо это проступок, влекущий применение
мер административной ответственности; -где, на какой территории (акватории)
находится непосредственный источник загрязнения (промышленное предприятие,
судно, спецмашина и др.); -кто виновен в преступном загрязнении водоема или
воздуха: — какие причины и условия побудили виновного совершить преступление,
его цель и мотивы: — каковы смягчающие и отягчающие его вину обстоятельства; —
причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Получив
предварительные сведения об источнике загряз нения, изучив документы
технического и иного характера, ознакомившись со структурой и деятельностью
предприятия, его очистными сооружениями, следователь разрабатывает и проверяет
версии о лице (или лицах), допустившем сброс неочищенных сточных вод и отходов
производства; мотивах преступных действий; условиях, способствовавших нарушению
правил охраны поверхностных вод или атмосферного воздуха, и других
обстоятельствах дела. Первоначальные типичные следственные ситуации по де лам о
загрязнении водоемов и воздуха зависят от: -характера сообщения и полноты
данных, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела; — количества
сброшенного вещества и его вида; — размера загрязненной территории или
акватории; — времени выброса вредных веществ, наступления вредных последствий и
начала расследования; -наличия причинной связи между нарушением соответствующих
правил (например, правил охраны поверхностных вод от загрязнений сточными
водами, рыболовства и охраны рыбных запасов) и вредными последствиями; —
размера и характера вредных последствий (гибель урожая, посевов, заболевание
домашней птицы, выведение из строя мест естественных и искусственных
нерестилищ, нагульных площадей, распространение инфекционных заболеваний,
опасность отравления неопределенного числа людей и т. п.): -сохранности следов
загрязнения и обстановки места происшествия; -данных о механизме загрязнения и
источнике (стационарный либо подвижной); — наличия свидетелей, различных видов
необходимых документов и т. д. С учетом изложенного, выделяется несколько
наиболее характерных следственных ситуаций. Если уголовное дело возбуждено
сразу же после получения сообщения от отдельных граждан, представителей
общественности, различных организаций либо учреждений, источник загрязнения
известен и следы сохранены, следователь должен немедленно организовать осмотр
места происшествия, зафиксировать и изъять материальные следы преступления,
выявить и допросить свидетелей, наблюдавших факт загрязнения водоема или выброс
в атмосферу. Возникает задача процессуальным путем закрепить данные о
предприятии-загрязнителе. Уточняются следующие вопросы: отраслевая
принадлежность, профиль работы и направленность предприятия: что из себя
представляет участок деятельности, с которой связывается загрязнение;
характерная особенность загрязняющего вещества; кто является участниками
выполняемой деятельности; в чем и со стороны кого выразилось нарушение правил,
их содержание. На основе полученных сведений выдвигаются версии о конкретном
участке работы, с которым связано загрязнение; о механизме загрязнения; о
состоянии и эффективности использования очистных сооружений; о нарушителях и
мотивах преступного загрязнения: о сумме, характере причинного ущерба:
наступившем экологическом и ином вреде: об уровне эффективности исполнения
природоохранного законодательства: и т. д. В этих целях проводится осмотр
предприятия-загрязнителя, допрос очевидцев содеянного и работников предприятия,
выемка и изучение бухгалтерских документов, технологической и иной
документации, отражающей деятельность предприятия, назначаются судебные
экспертизы. Если исходная информация та же, что и в первом случае, однако дело
возбуждено спустя некоторое время после происшествия по факту преступного
загрязнения водоема либо воздуха, механизм загрязнения не ясен, следы сохранены
частично, предприятие-загрязнитель не известно, следователь обязан собрать
сведения о возможных предприятиях-загрязнителях, которые сбрасывают стоки
промышленных отработанных вод в во доем или отходы промышленного производства в
атмосферу. Далее целесообразно ознакомиться с деятельностью и характером работы
этих предприятий, их очистными сооружениями, из учить, систематизировать, а при
необходимости и изъять техническую документацию, назначить необходимые
экспертизы. Задача расследования в этом случае -установить источник
загрязнения, его принадлежность и виновных лиц. По данной ситуации могут
разрабатываться и проверяться следующие версии: о возможных
предприятиях-загрязнителях; по видам работы, с которой связано загрязнение; по
характеру и природе загрязнителя; по кругу лиц, виновных в преступном сбросе
(выбросе) и роли каждого в содеянном: о непосредственной технологической
причине выброса вредных веществ; о времени нарушения правил: о механизме
преступного сброса (выброса) неочищенных и необезвреженных сточных вод,
отбросов или отходов. В целях проверки этих версий проводятся следующие
мероприятия: а) выясняется вопрос, не было ли каких-либо сообщений об аварийном
выбросе (сбросе) необезвреженных сточных вод промышленным,
сельскохозяйственным, коммунальным и т. п. предприятием, неисправностях очистных
и газоочистных сооружений и промышленных установок: б) в процессе обследования
предприятий изымаются образцы для последующего назначения судебных экспертиз и
сравнения изъятых образцов с веществами-загрязнителями, изъятыми с места
происшествия: в) при допросе очевидцев выявляются особенности загрязнения,
откуда и куда оно распространялось, в какую сторону дул ветер, где стояли они и
откуда наблюдали процесс: и т. д.: г) исследуются материалы, имеющиеся в
органах СЭС; д) назначаются необходимые экспертизы; е) проводятся допросы. В
отдельных следственных ситуациях важное значение приобретает следственный
эксперимент, например, при установлении путей попадания в водную или воздушную
среду загрязняющих веществ, уточнении источника загрязнения. Проведению данного
следственного действия должна предшествовать тщательная подготовительная
работа, призванная исключить причинение какого-либо вреда его участникам.
Эффективность эксперимента повышается при привлечении к участию в нем
специалистов различного профиля. От площади загрязнения и наступивших вредных
последствий зависят объем и направленность следственных действий, создание в
необходимых случаях следственной группы: от времени обнаружения преступного
загрязнения — порядок проведения организационных мероприятий и выполнение
неотложных следственных действий. При проверке версии о виновнике преступного
загрязнения следует удостовериться в том, что в то время, когда были допущены
нарушения правил, данное лицо исполняло обязанности, связанные с эксплуатацией
очистного сооружения, хранением либо уничтожением вредных веществ. При этом
следователь обязан выявлять обстоятельства, спобствовавшие совершению
преступлений, и принимать меры к их устранению.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ