ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
§ 1. Понятие и общая характеристика дисциплины труда
.
§ 1. Понятие и общая характеристика дисциплины труда
Как правовая категория трудовая дисциплина представляет собой
правовое отношение, выражающее субординацию людей в процессе труда и их
подчинение юридически установленным правилам поведения (правилам внутреннего
трудового распорядка организации, положениям и уставам о дисциплине).
Следует различать объективные (в смысле правопорядка) и
субъективные (отношения к этому правопорядку) аспекты правового понятия
трудовой дисциплины. Объективные аспекты трудовой дисциплины находят выражение
в устанавливаемых в организациях правилах внутреннего трудового распорядка,
закрепляющих трудовые обязанности работников и работодателя и режим их
выполнения. Субъективные аспекты дисциплины труда представляют собой
добросовестное выполнение работниками и работодателем обязанностей,
установленных правилами внутреннего трудового распорядка, иными нормативными
актами, а также трудовыми договорами (контрактами) этих работников с
работодателем.
Закрепление трудовой дисциплины в качестве правовой категории
определяется необходимостью: во-первых, поддержания правопорядка в трудовых
отношениях, ибо дисциплина нужна работодателю, трудовому коллективу и
отдельному работнику для более успешного достижения производственных целей;
во-вторых, воспитания у трудящихся самодисциплины, естественной потребности в
добросовестном творческом выполнении трудовых обязанностей; в-третьих,
создания на предприятии такой обстановки, при которой требования дисциплины
были бы поставлены выше интересов отдельных членов коллектива; в-четвертых,
мобилизации трудового коллектива на борьбу с проявлениями бесхозяйственности,
бюрократизма, «издержек» хозяйской власти работодателя, рваческого отношения
работников к выполнению трудовых обязанностей, пренебрежения к интересам
общества и государства; в-пятых, создания в трудовом коллективе и во
взаимоотношениях работодателя с работниками нормального морально-психологического
микроклимата, основанного на глубоком уважении к человеку труда, на поддержании
его чести и достоинства.
Согласно ст. 189 ТК РФ, дисциплина труда — обязательное для
всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с
ТК РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым
договором, локальными нормативными актами организации.
Работодатель обязан в соответствии с ТК РФ, законами, иными
нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными
нормативными актами, содержащими
нормы трудового права, трудовым договором создавать условия,
необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Трудовой распорядок организации определяется правилами
внутреннего трудового распорядка, которые представляют собой локальный
нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными
федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права,
обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время
отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные
вопросы регулирования трудовых отношений в организации.
Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения
о дисциплине, утверждаемые Правительством РФ в соответствии с федеральными
законами.
Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются
работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации
и, как правило, являются приложением к коллективному договору.
Статья 21 ТК РФ посвящена основным трудовым обязанностям
работника, выполнение которых составляет суть трудовой дисциплины. Их следует
рассматривать в качестве важнейшего элемента содержания общего правового
статуса работника.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что обязанности работника
могут конкретизироваться в зависимости от того, где и в качестве кого он
трудится. В этой связи конкретизированные обязанности работника составляют
обычно элемент его специального статуса (например, статуса государственного
служащего, руководителя организации, главного бухгалтера и т. п.).
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы» государственный служащий обязан:
1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение
Конституции РФ, реализацию федеральных законов субъектов РФ, в том числе
регулирующих сферу его полномочий;
2) добросовестно исполнять должностные обязанности;
3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов
граждан;
4) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих
руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением
незаконных;
5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно
рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также
предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов
местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном
федеральными законами и законами субъектов РФ;
6) соблюдать установленные в государственном органе правила
внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со
служебной информацией;
7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения
своих должностных обязанностей;
8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну,
а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных
обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан
(ст. 10 Закона).
Следует иметь в виду, что юридическое закрепление обязанностей
работника, о которых говорится в ст. 21 ТК РФ, может осуществляться не прямо,
а косвенно — путем указания того, что работник делать не вправе.
Статья 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы» устанавливает, что государственный служащий не вправе: заниматься
другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной
творческой деятельности; быть депутатом законодательного (представительного)
органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов
местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или
через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой
организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в
порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не
поручено участвовать в управлении этой организацией; быть поверенным или
представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он
состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или
непосредственно подконтролен ему; использовать в неслужебных целях средства
материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое
государственное имущество и служебную информацию; получать гонорары за
публикации и выступления в качестве государственного служащего; получать от
физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения,
ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.),
связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе после выхода на
пенсию; принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные
звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических
лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с
международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности
федеральных органов государственной власти и органов государственной власти
субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными
и иностранными организациями; принимать участие в забастовках; использовать
свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том
числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.
В государственных органах не могут образовываться структуры
политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением
профсоюзов.
.