ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
§ 2. Полномочия профсоюзов в регулировании трудовых отношений
.
§ 2. Полномочия профсоюзов в регулировании трудовых
отношений
В области правового регулирования условий труда профсоюзам
предоставлены полномочия по участию в установлении общих (коллективных)
условий труда (правотворчестве) и применении норм трудового права (в том числе
установлении индивидуальных условий труда).
На федеральном уровне полномочия профсоюзов в установлении
общих условий труда выражаются в возможности их участия в правотворческой
работе федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Прежде
всего это выражается в деятельности профсоюзов в Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в рамках которой
происходит подготовка проектов многих федеральных законов и постановлений
Правительства РФ, а также обсуждение проектов, подготовленных сторонами РТК.
На уровне субъектов РФ возможность участия профсоюзов в
установлении условий труда нередко шире, чем на федеральном уровне. Помимо
участия в региональных трехсторонних комиссиях по регулированию трудовых
отношений, других прав, предоставленных федеральным законодательством
субъектов РФ, во многих регионах профсоюзы обладают правом законодательной
инициативы и активно им пользуются.
На территориальном уровне профсоюзы также участвуют в разработке
и обсуждении проектов нормативных актов по вопросам труда, принимаемых органами
местного самоуправления.
На локальном уровне работодатель принимает решения с учетом
мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ
(ст. 371).
Федеральный закон «О профсоюзах…» предусматривает, что:
а) проекты законодательных актов, затрагивающие социально-трудовые
права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти
с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций);
б) проекты нормативных правовых актов, затрагивающие социально-трудовые
права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной
власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих
профсоюзов;
в) профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии
соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных
правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы;
г) участвовать в рассмотрении органами государственной власти,
органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями),
другими общественными объединениями своих предложений (см. пп. 1, 3, 4 ст. 11).
Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего
интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов,
содержащих нормы трудового права, предусматривает ст. 372 ТК РФ, а при
расторжении трудового договора с работником по инициативе работодателя — ст.
373 ТК РФ.
Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего
интересы работников организации, при принятии локальных нормативных актов,
содержащих нормы трудового права, состоит из следующих этапов:
1. В случаях, предусмотренных ТК РФ, работодатель перед принятием
решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы
трудового права, и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган,
представляющий интересы всех или большинства работников данной организации. По
смыслу ст. 372 ТК РФ это обязанность работодателя, невыполнение которой должно
влечь признание неправомерности действий работодателя и отсутствие юридической
силы локального нормативного акта, принятого без соблюдения указанного выше
требования закона.
2. Выборный профсоюзный орган не позднее 5 рабочих дней с
момента получения проекта локального нормативного акта направляет работодателю
мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Мнение профсоюзного органа
должно быть рассмотрено на его заседании и одобрено большинством голосов
присутствующих на заседании членов этого органа с соблюдением кворума
(присутствия на заседании более 50% избранных в данный орган членов). Мотивы
мнения выборного профсоюзного органа должны опираться на законодательство и
фактические обстоятельства (экономическую и социально-трудовую ситуацию в
организации).
3. Если выборный профсоюзный орган возражает против проекта
локального нормативного акта, представленного работодателем на его
рассмотрение (не содержит согласия с этим актом), либо профсоюзный орган
вносит предложения по его совершенствованию, работодатель имеет право
согласиться с необходимостью доработки проекта либо в течение 3 дней после
получения мотивированного мнения профсоюзного органа обязан провести
дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом в целях достижения
взаимоприемлемого решения.
4. Если согласие не достигнуто, возникшие разногласия оформляются
протоколом.
После этого работодатель вправе принять локальный нормативный
акт, а выборный профсоюзный орган вправе его обжаловать в соответствующую
государственную инспекцию труда или в суд. Выборный профсоюзный орган имеет
право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке,
предусмотренном ТК. РФ.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления)
выборного профсоюзного органа обязана в течение 1 месяца со дня получения
жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать
работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное
для исполнения.
.