Турция после Кемаля :: vuzlib.su

Турция после Кемаля :: vuzlib.su

57
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Турция после Кемаля

.

Турция после Кемаля

В ноябре 1938
г. президентом Турции стал И. Иненю. В новом составе
меджлиса (1939) по-прежнему абсолютно господствовала НРП. Успехи во внешней
политике были отмечены урегулированием проблемы оттоманского долга и
укреплением связей с державами, включая СССР. Но особое место в системе этих
связей занимала Германия. Вторая мировая война прошла в Турции под знаком
формального нейтралитета, но фактически настроения и политика были
прогерманскими, а мобилизация огромной армии и финансовые осложнения военного
времени привели к резкому возрастанию задолженности страны.

Поражение Германии во второй мировой войне поставило
руководителей Турции в весьма сложное положение, особенно на фоне недовольства
населения экономическими затруднениями. Встал вопрос о путях развития и новой
ориентации страны. Необходимо было сделать выбор, и он был сделан. Уже в
1945—1947 гг. были приняты несколько законов о земельной реформе, о создании
министерства труда, о профсоюзах. Стали издаваться новые газеты и журналы,
порой весьма радикального направления. И наконец, была официально признана (в
выступлении Иненю в парламенте в ноябре 1945 г.) необходимость отказа от однопартийной
системы. В январе 1946 г.
группа депутатов из числа бывших членов НРП создала новую Демократическую
партию (ДП) во главе с бывшим премьером Д. Баяром. В отличие от правящей партии
ДП выступала за широкую свободу действий для частного капитала, включая
иностранный, за строгое соблюдение в стране всех декларированных конституцией
гражданских прав и демократических свобод. На выборах 1946 г. эта партия получила
61 место в парламенте (НРП — 396).

Доктрина Трумэна, связанные с ней огромные кредиты и
американские инвестиции (план Маршалла) завершили процесс переориентации Турции
и в немалой степени способствовали отходу от официальной политики этатизма к
экономическому развитию страны с упором на частнопредпринимательскую
деятельность. Эта политика и новая ориентация усиливали позиции ДП, которая на
выборах 1950 г.
добилась большого успеха (396 мест против 68 у НРП). Президентом страны стал Д.
Баяр, премьером—А. Мендерес. На протяжении 50-х годов ежегодный прирост
промышленной продукции в Турции достигал 8 %, хотя это сопровождалось ростом
внешней задолженности и прежним жестким преследованием радикальной прессы.
Впрочем, обстановка в самой стране постепенно менялась.

Прежде всего, неумигря на ирешедивання, режим ииищрения
-прав и свобод не мог не сказаться на росте оппозиционных сил. Эти силы были
разными по характеру. С одной стороны, крепло рабочее движение, возглавлявшееся
профсоюзами и проявлявшееся в забастовках и возрастании требований как
экономического, так и политического характера. С другой — активизировалось
исламское духовенство, добившееся от ДП ряда важных уступок (преподавание
ислама в школе, строительство мечетей, чтение Корана по радио и др.). Влияние
духовенства росло довольно быстро, особенно среди необразованного населения, в
деревне. Частично это влияние шло в ногу с официальной политикой ДП, делавшей
ставку на разжигание национализма в стране и в то же время опиравшейся на
реакционные силы как в самой стране, так и за ее пределами. Дело дошло до того,
что в апреле 1960 г.
была создана парламентская комиссия с чрезвычайными полномочиями для расследования
«подрывной деятельности» оппозиции. Это оказалось предельной мерой, вызвавшей
взрыв недовольства.

27 апреля состоялся митинг студентов Стамбульского
университета, за которым в последующие дни прошли массовые демонстрации
студентов в Стамбуле и Анкаре, в других городах. Движение студентов было
поддержано недовольным армейским офицерством (в армии с 1954 г. существовала тайная
организация «ататюркистов», ставившая целью возврат к политике Кемаля), от
имени которого командующий сухопутными силами Д. Гюрсель предъявил
правительству ультиматум. 27 мая был совершен государственный переворот. Власть
перешла в руки Комитета национального единства во главе с Гюрселем. По решению
комитета она была передана Учредительному собранию, которое в мае 1961 г. приняло новую
конституцию страны.

Конституция 1961
г. провозгласила верховный суверенитет народа, вновь
декларировала свободы и права граждан, в том числе право на создание различных
партий и группировок, на свободное издание газет и т. п. Согласно новой
конституции, было строго оговорено разделение властей — независимых друг от
друга законодательной, исполнительной и судебной. В предвыборной борьбе в
октябре 1961 г.
приняло участие несколько партий, включая созданную на основе распущенной ДП
(лидеры ее были сурово наказаны; трое из них, в том числе Мендерес, казнены)
Партию справедливости (ПС). ПС и НРП получили в новом двухпалатном парламенте
Турции большинство мест. Президентом страны был избран Гюрсель, премьером стал
лидер НРП Иненю.

60-е годы прошли в Турции под знаком бурного роста
политической борьбы. Возникали все новые и новые партии и группировки, как
левые, так и правые. На фоне партийной борьбы все остальные проблемы страны, в
том числе и экономические, оказались как бы на заднем плане. И хотя правительство
по-прежнему уделяло им немало внимания и государственный сектор экономики
соответственно увеличивался, параллельно с этим росла и задолженность страны —
следствие экономической неэффективности государственного хозяйства. Усиление
забастовочной борьбы рабочих, вызванные этим репрессивные меры правительства во
главе с лидером ПС С. Демирелем в конце 60-х годов снова создали в Турции
обстановку внутреннего кризиса и анархии. В итоге военные опять оказали
давление на власть с целью навести порядок.

В марте 1971
г. правительство Демиреля было вынуждено уйти в
отставку. И хотя на этот раз руководители армии активно не вмешались в
политику, предоставив это дело новому правительству, именно они диктовали
правительству его политику, суть которой сводилась к наведению порядка жесткой
рукой, т. е. к преследованию радикальных партий, группой органов печати.
Объявленное в апреле 1971 г.
чрезвычайное положение в Анкаре и Стамбуле было отменено лишь осенью 1973 г., а собравшийся вслед
за этим новый парламент принял ряд важных реформ, в том числе закон об аграрной
реформе, предусматривавший выкуп земель у крупных собственников и распределение
их среди крестьян.

70-е годы были в некотором роде повторением 60-х. После
вмешательства военных вновь началась ожесточенная борьба политических партий за
власть. С новой силой разгорелись страсти, принявшие к концу десятилетия
характер массовых акций политического экстремизма, что вновь привело страну к
состоянию, близкому к анархии. Экономика страны, несмотря на некоторые успехи (в
1975 г.
прирост валового продукта составил 8 %), оставалась по-прежнему в основном
государственной и потому была неэффективной, ложившейся тяжелым грузом на
бюджет. К 1980 г.
внешняя задолженность Турции в связи с этим достигла 20 млрд. долл. Дорого
обошлась стране и военная экспедиция 1974 г. на Кипре. 12 сентября 1980 г. в условиях резкого
обострения внутриполитического кризиса в Турции вновь был совершен военными
государственный переворот — на сей раз с роспуском всех политических партий и
парламента.

Стоит отметить бросающуюся в глаза закономерность динамики
развития страны в послевоенное время. Абстрагируясь от деталей, эту динамику
можно зафиксировать примерно в таком виде: от парламентских свобод с
политической борьбой к состоянию нестабильности при экономической
неэффективности и росте задолженности; от нестабильности к острому кризису и,
как результат, к вмешательству военных, восстанавливающих статус-кво и как бы
создающих условия для очередного аналогичного цикла. Если эту динамику
интерпретировать с точки зрения концепции сопротивления и приспособления
традиционной структуры к новым условиям существования страны, где формально
декларированы все гражданские права и свободы и предоставлена возможность для
развития частнособственнического предпринимательства, то окажется, что
структура Турции в целом долгие десятилетия не была вполне готова к радикальной
трансформации. Энергия внутренней трансформации, не будучи в основном
направлена в сферу экономики, что имело место, скажем, в Японии, как бы осела в
сфере политики, где формально декларированные права и свободы предоставили для
этого определенный простор. Этому в немалой мере содействовало то уходящее
корнями в историю обстоятельство, что турки всегда были воинами,
администраторами и менее всего — торговцами и предпринимателями. Нехватка опыта
была компенсирована традиционной формой-слиянием власти с собственностью.
Отсюда ведущая роль государственного хозяйства со всеми его особенно заметными
в эпоху бурного развития капитализма слабостями, сводящимися в конечном счете к
экономической неэффективности бюрократического управления хозяйством и
соответственно к росту внешнего долга страны. Можно отметить и еще одну
немаловажную закономерность: в условиях жесткой (военной) централизованной
власти упомянутая экономическая неэффективность менее заметна, тогда как
состояние политической нестабильности усиливает ее импульс, что и ведет страну
к кризису.

В заключение несколько слов об исламе. Радикальные
кемалистские преобразования почти не оставили ему места в социальной и
политической жизни страны — в этом Турция уникальна среди других мусульманских
стран XX в. Но, несмотря на это, в годы нестабильности ислам в стране поднимает
голову. Его сторонники начинают вести активную пропаганду и быстро находят
сочувствующих ей, ибо корни ислама глубоки, ими пронизана вся традиция страны,
включая ее культуру, в том числе политическую. И хотя политический экстремизм в
наше врем? распространен достаточно широко и вне мусульманского мира, многое
здесь — что касается Турции — явно восходит к фанатизму ислама, с чем нельзя не
считаться.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ