Время как аспект социального изменения :: vuzlib.su

Время как аспект социального изменения :: vuzlib.su

73
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Время как аспект социального изменения

.

Время как аспект социального изменения

Время является не только универсальным измерением
социального изменения, но и его основой, конституирующим его фактором. В
социальной жизни изменение происходит повсеместно, оно «вездесуще»; строго
говоря, нет двух различающихся по времени состояний любой социальной сущности
(действия, группы, общности, института, общества и т.д.), которые были бы
идентичными. Конечно, для практических целей допустимо игнорировать
определенную степень различия, и тогда мы говорим о стабильности, постоянстве
как противоположности изменению. Например, историки, сравнивая современный
период, для которого характерны ускоренные процессы, сдвиги, с древними обшествами,
рассматривают их как стабильные, неизменные в течение столетий. Социальные
антропологи описывают некоторые примитивные, неразвитые общества как
«холодные», противопоставляя их «горячим», урбанистически-индустриальным,
«переразвитым» обществам Запада. Все это, однако, относительно. То, что
рассматривается как стабильное, «принадлежит большей частью к таким изменениям,
которые протекают гораздо медленнее, чем происходит их осмысление наблюдателем.
Традиционные общества изменяются крайне медленно, если их сравнивать и
определять по нынешним западным стандартам» (4; 29).

В реальности изменения и время существуют всегда, а идея
стабильности является лишь вспомогательным, подручным средством, «для
удобства». Даже когда мы пользуемся этим средством, мы не можем игнорировать
время, потому что, говоря о стабильности, мы имеем в виду, что отсутствие
различий не абсолютно, а относительно, и что постоянные черты наблюдаются на
протяжении сравнительно продолжительных периодов времени. «Говорить о
социальной стабильности, абстрагируясь от времени, невозможно, поскольку
стабильность означает продолжительность во времени» (147; 199). Более того,
говорить о стабильности правомерно лишь применительно к чему-то изменяющемуся.
Например, общество эскимосов стабильно по сравнению с канадским, датским или
итальянским. Американская конституционная система стабильна по сравнению с
американской экономикой или технологией. Католическая церковь стабильна,
несмотря на постоянную «текучесть» верующих, увеличение и сокращение их численности
за многие века.

В социальных изменениях время проявляется в двух ипостасях.
Прежде всего, оно может служить своего рода внешней рамкой для измерения
событий и процессов, упорядочения их хаотического потока таким образом, чтобы
человек мог ориентироваться и координировать социальные действия. Это —
«количественное время», его показывают такие удобные приборы, как часы и
календари, позволяющие нам идентифицировать относительный поток, скорость,
интервалы, продолжительность различных социальных событий, связывать или
разделять по порядку бесчисленные действия, предпринятые индивидами и группами.
Была бы возможна академическая лекция, если бы профессор и студенты не
появились в одной и той же аудитории примерно в °Дин и тот же момент, а
студенты предыдущей лекции ее заранее не покинули? Была бы возможна религиозная
церемония, если бы священник и паства не пришли в церковь одновременно? Мог бы
быть отправлен поезд, если бы машинист, проводники и пассажиры не собрались в
одно и то же время на одной и той же платформе? Чем сложнее становится
человеческое общество, тем более возрастает важность временного порядка и
координации. В нынешнем обществе ни одна организация не смогла бы работать без
учета времени. Представьте себе большую фабрику без рабочих смен, железную
дорогу или авиакомпанию без расписания, рестораны без часов работы. С
изобретением приборов для измерения времени все социальные изменения — события
и явления — могут быть помещены в эти внешние рамки, т.е. мы можем говорить о
«событиях во времени».

Но есть и вторая ипостась времени в социальных изменениях:
время связано с социальными изменениями как внутреннее, имманентное,
онтологическое свойство событий и процессов. Это «качественное время»,
определяемое природой социальных процессов. Когда мы рассматриваем какие-либо
социальные процессы, то видим, что они проявляют различные временные качества.

1. По своему типу они более продолжительны или более кратки.
Сравним, например, битву и войну, законодательную реформу и медленное моральное
разложение, революционную мобилизацию и экономический рост.

2. Они протекают быстрее или медленнее. Сравним, например,
галопирующую инфляцию и постепенную эмансипацию женщин, мгновенную карьеру в
поп-арте и постепенное профессиональное совершенствование в медицине.

3. Социальные процессы характеризуются ритмически или
беспорядочно чередующимися интервалами. Сравним, например, волны экономического
процветания или упадка, взлеты и спады с беспорядочными изменениями фасонов и
моды в мире искусства.

4. Они разделяются на единицы различных самостоятельных
качеств посредством естественных или социальных обстоятельств. Сравним, с одной
стороны, периоды работы и отдыха, соответствующие естественным периодам —
времени суток (дня и ночи), или в сельской местности — фазы фермерского труда,
также разделяемые естественными границами — временами года (весна, лето, осень,
зима), а с другой, — социально обусловленные различия, например, время молитвы
и время светской жизни, национальные праздники и будни, дни поминовения и
медовый месяц, дни торговли и Рамадан, экзаменационные сессии и университетские
каникулы. Во всех этих случаях мы имеем не просто «события во времени», а
«время в событиях», т.е. то, что в социологии обозначается термином «социальное
время».

Счет времени

Для измерения времени необходимы шкала и единицы, которые
могут быть построены для повторяющихся событий, отмечающих интервалы, и
уникальных событий, отмечающих начало шкалы. Естественные события обеспечивают
очевидные точки отсчета, и самый простой из них — астрономический цикл,
последовательность дней и ночей, чередование сезонов. Идея рассвета, восхода,
утра, полудня, послеполуденного времени, вечера и захода солнца, вероятно,
является универсальной, обусловленной первичными условиями существования
человека на земле. Чередование сезонов — весны, лета, осени и зимы, — чаще
всего различающихся по климатическим, атмосферным условиям, естественно связано
с циклом размножения и вегетации, что тоже не осталось незамеченным даже самыми
древними племенами. Такое разделение становится центральным для организации
годового цикла деятельности в обществе, основанном на жестких образцах
культуры, и в земледельческих обществах. Другой, вероятно, повсеместно принятой
и осознанной единицей времени является месяц, вычленение которого основано на
лунном цикле в 29,5 дней. Для оценки времени в обществах, экономика которых
базируется на рыболовстве и морских занятиях, особенно важна связь с приливами.

Остальные единицы времени отражают скорее общественный, чем
природный опыт. Например, социальное, т. е. до некоторой степени договорное,
происхождение недели ясно видно на примере варьируемости длины, которую она
принимает в разных культурах: восемь дней в раннем Риме, семь — в
иудео-христианской традиции, десять — в Китае, пять или шесть дней в отдельных
районах Африки и Центральной Америки. Основание Для определения недели
усматривается в повторяющемся ритме рынка и ярмарок (159; 34—35). Здесь
отражается и биологическая необходимость в отдыхе. Один день выделяется для
отдыха или духовных нужд, молитв и ритуалов (пятница в исламе, суббота в
иудаизме, воскресенье в христианстве). Разделение, связанное с религиозными
предписаниями, можно найти и в годовой (например, литургический год у
христиан), и в дневной шкалах (жизнь монастырей, размеченную часами молитв,
великолепно описал Умберто Эко в книге «Имя Розы»).

Первые технические приборы, отмечающие и измеряющие время, —
солнечные и водяные часы (клепсидры) — появились в Вавилоне и Египте за тысячи
лет до нашей эры. Потом последовала длиннейшая череда многочисленных
изобретений, и наконец, в середине XIV в. в Европе были сконструированы первые
хронометры с гиревым механизмом. Затем был придуман пружинный механизм, но лишь
в середине XIX в. на рынках Швейцарии и Соединенных Штатов появились дешевые личные
часы для массового потребителя, а не только для самых богатых. В XX в. часы
стали наиболее распространенным техническим прибором.

Настенные и наручные часы позволили отделить время от
конкретных событий — как естественных, так и социальных — и ввести договорные
единицы времени равной длительности, так что их легко подсчитать. Разделение
дня на 12 часов, основанное на зодиакальной системе, было введено уже в древней
Греции, а вот разделение часа на шестьдесят минут и минуты на шестьдесят секунд
имеет гораздо более позднюю историю и относится к середине XIV в.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ