Традиционализм и антитрадиционализм :: vuzlib.su

Традиционализм и антитрадиционализм :: vuzlib.su

89
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Традиционализм и антитрадиционализм

.

Традиционализм и антитрадиционализм

Будучи столь же обычным, сколь и важным явлением, тради­ция
неизбежно порождает ростки метаэволюций, причем в боль­шинстве случаев
отношение общества к традиции как таковой находит отражение в различных теориях
о ее социальной роли. Амбивалентность, присущая традиции, которая, как мы
видели, часто функциональна, но часто и дисфункциональна, с непре­ложностью
ведет к противоборству мнений.

Четко сформулированные идеологии и состояния обществен­ного
мнения, благосклонно относящиеся к традиции, объединя­ются названием
«традиционализм»; а отрицающие их — «анти­традиционализм». Можно предположить,
что в периоды дина­мичного, экспансивного и успешного социального развития ин­терес
к традициям ослабевает. Широко распространено мнение, согласно которому в такие
времена все должно быть сфокусиро­вано на изменениях: воспринимать их, искать и
инициировать (355; 2). Новизна, оригинальность, необычность становятся до­минирующими
ценностями. Люди в целом устремляются вперед, а не назад. В обществе
господствуют активность, оптимизм, вера в прогресс, в науку и технологию как
инструменты рационально­го изменения мира. В такой идеологической атмосфере не
может не возникнуть антитрадиционализм, и его носителем выступает «нынешнее
поколение».

Наша гипотеза может быть подтверждена примерами из со­временности
(мы детально проанализируем их в гл. 5). Быстро формировавшееся и расширявшееся
капиталистическое, урбанис­тическое, индустриальное общество в его классическом
виде в XIX в. было явно антитрадиционалистским. Если оно и ценило какие-то
традиции, то лишь те, которые были «традициями анти­традиционализма», т.е.
сохранялись в памяти о великих революциях — английской, французской,
американской. Это общество отвергало предшествовавший социальный порядок,
навешивая на него ярлык «традиционного». Аналогичная тенденция сворачивания
традиций и торжества настоящего и будущего наблюдалась и гораздо позднее — в
годы стабилизации и процветания после Второй мировой войны. «Священность и
незыблемость прошло­го как главного символического регулятора социальных,
полити­ческих и культурных изменений уступают место инновациям и ориентации на
будущее как на базовые культурные изменения» (ПО; 424).

В подобных случаях антитрадиционализм принимает форму
игнорирования традиции, а не борьбы с ней. Но когда дисфунк­циональные
воздействия каких-либо традиций становятся осо­бенно заметными,
антитрадиционализм может выступать в фор­ме более активной критики. Так,
интеллектуалы в посткомму­нистических странах развернули широкую кампанию
против «ре­ального социализма» и синдрома «гомо советикус» с тем, чтобы
исключить влияние этих пережитков прошлого (251; 392). Кон­центрирующийся на
отдельных моментах, избирательный анти­традиционализм не препятствует
утверждению различных тради­ций (например, национализма, католицизма,
демократии), имею­щих более раннее происхождение, но выполняющих четкие функ­ции
в современных социальных изменениях.

Период стагнации или кризиса — экономического, полити­ческого,
культурного — немедленно оживляет традиции. В труд­ные времена люди обращаются
к опыту предков, ищут убежища от повседневных тревог и забот в прошлом.
Возрождаются тради­ции, в том числе «торжествующего модернизма» XIX в., которые
представляются в такие периоды полезными, удивительно функ­циональными, а их
возможные дисфункции забываются.

По-видимому, наиболее разумной идеологической позицией
является «критический традиционализм». Он стремится уравно­весить функции и
дисфункции той или иной традиции в каждом конкретном случае, принимая в расчет
ее содержание и истори­ческие обстоятельства ее утверждения; отвергает
ошибочный взгляд на прошлое как на источник исключительно добра и вмес­те с тем
избегает другой крайности, характерной для догматичес­кого антитрадиционализма,
который отрицает положительную роль традиции в человеческом обществе.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ