ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Льюис Морган (1818—1881) и материалистическая концепция эволюции
.
Льюис Морган (1818—1881) и материалистическая концепция
эволюции
Эволюционная идея, предложенная американским антропологом
Льюисом Морганом, сосредоточивается на технологии. Морган был первым в большом
ряду технологических детерминистов, которые основными движущими силами
социальных изменений считали изобретения и открытия, постепенно трансформирующие
образ жизни человеческой популяции. Морган верил, что (единообразие и
непрерывность эволюции вытекают из универсальности и постоянства человеческих
потребностей. Типичные для людей потребности в пище, жилье, комфорте, безопасности
и т. д. стимулируют неустанный поиск средств для их удовлетворения, приводят к
технологическим новшествам. Когда же они появляются, изменяется весь характер
общества, в том числе формы семейной жизни, системы родства, сферы экономики и
политики, культурные ценности и повседневная жизнь.
В истории человечества можно выделить три фазы: дикость,
варварство и цивилизацию, которые преодолеваются благодаря значительным
технологическим прорывам. Так, в период «ранней дикости» люди пользовались
простейшими орудиями для сбора фруктов и орехов. На стадии «средней дикости»
уже был открыт огонь и освоена рыбная ловля, в период «поздней дикости» были
изобретены лук и стрелы, крайне облегчившие охоту. На стадии «раннего
варварства» значительным технологическим усовершенствованием явилось
изобретение посуды, «среднего варварства» — одомашнивание животных и ирригация
как новый способ ведения сельского хозяйства. В эпоху «позднего варварства»
было начато производство железа и железных инструментов, имевшее революционное
значение. Наконец, зарождение «цивилизации» отмечено изобретением фонетического
алфавита и письменности (182; 181).
Такой способ однопричинного, технологического объяснения стал
весьма популярным. Его взяла на вооружение марксистская школа, в частности,
Фридрих Энгельс использовал идеи Моргана в книге «Происхождение семьи, частной
собственности и государства». Позднее эти идеи были подхвачены представителями
неоэволюционизма, например, Лесли Уайтом и Герхардом Ленски (см. гл. 8).
.