ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
8. Неоэволюционизм — Возрождение эволюционизма
.
8. Неоэволюционизм — Возрождение эволюционизма
В 50-х годах, после периода критики, отрицания и забвения,
социологический эволюционизм вновь оказался в центре дискуссий. При этом он
обратился к новым интеллектуальным источникам, вобрал в себя новые направления
и в таком пересмотренном виде возродился в качестве влиятельной школы теории
социальных изменений вплоть до наших дней.
Неоэволюционисты искали новые основания, пытаясь опереться
не на философию или историю, а на конкретные эмпирические дисциплины, которые
имеют дело с социальными изменениями, в частности на палеонтологию,
археологию, культурную антропологию, этнологию и историографию. Эти отрасли
знания расцвели в XX в., и неоэволюционизм решил воспользоваться их
достижениями. По словам Герхарда Ленски,
«основные контуры истории человечества, начиная с раннего
палеолита и бронзового века, теперь ясны. Они могут быть описаны лишь в
терминах теории развития: очевидны рост человеческой популяции, наличие людей в
самых отдаленных районах земного шара, как очевидны и усложнение техники, расширение
производства все более надежных товаров и накопление капитала. Что касается
социальной системы, то она с течением времени становится более комплексной,
дифференцированной, урбанистической и сильной» (236; 551).
Аналогичной точки зрения придерживался Талкотт Парсонс.
«Достижения в биологии и социальных науках позволяют считать общество и
культуру частью эволюции живых систем» (325; 2). Эволюция — не миф, заявляют представители
неоэволюционизма, поскольку она подтверждается реальностью. Но изучать ее
нужно не при помощи умозрительных спекуляций, а научными методами с учетом
серьезной критики в адрес классического эволюционизма, с использованием
последних достижений общественных дисциплин, включая социологию.
В результате (неоэволюционизм заметно дистанцируется от
классического эволюционизма. Во-первых, центр научных интересов смещается от
эволюции человеческого общества в целом к процессам, протекающим в отдельных цивилизациях,
культурах, сообществах (племенах, национальных государствах и т.д.). Во-вторых,
основное внимание направляется на причинный механизм, а не на
последовательность необходимых стадий. Другими словами, главное значение
придается объяснению, а не типологическим схемам. В-третьих, при анализе
эволюции используются категориальные, описательные термины, что же касается
оценок и аналогий с прогрессом, то их стараются избегать. В-четвертых,
сторонники этого направления формируют свои взгляды в виде гипотез,
предположений, а не прямых утверждений. В-пятых, изучая социальную эволюцию,
ученые принимают в расчет достижения биологических
.