8. Неоэволюционизм —  Возрождение эволюционизма :: vuzlib.su

8. Неоэволюционизм —  Возрождение эволюционизма :: vuzlib.su

84
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


8. Неоэволюционизм —  Возрождение эволюционизма

.

8. Неоэволюционизм —  Возрождение эволюционизма

В 50-х годах, после периода критики, отрицания и забвения,
социологический эволюционизм вновь оказался в центре дискус­сий. При этом он
обратился к новым интеллектуальным источ­никам, вобрал в себя новые направления
и в таком пересмотрен­ном виде возродился в качестве влиятельной школы теории
со­циальных изменений вплоть до наших дней.

Неоэволюционисты искали новые основания, пытаясь опе­реться
не на философию или историю, а на конкретные эмпири­ческие дисциплины, которые
имеют дело с социальными изме­нениями, в частности на палеонтологию,
археологию, культур­ную антропологию, этнологию и историографию. Эти отрасли
знания расцвели в XX в., и неоэволюционизм решил воспользо­ваться их
достижениями. По словам Герхарда Ленски,

«основные контуры истории человечества, начиная с раннего
палеолита и брон­зового века, теперь ясны. Они могут быть описаны лишь в
терминах теории развития: очевидны рост человеческой популяции, наличие людей в
самых отдаленных районах земного шара, как очевидны и усложнение техники, рас­ширение
производства все более надежных товаров и накопление капитала. Что касается
социальной системы, то она с течением времени становится более комплексной,
дифференцированной, урбанистической и сильной» (236; 551).

Аналогичной точки зрения придерживался Талкотт Парсонс.
«Достижения в биологии и социальных науках позволяют считать общество и
культуру частью эволюции живых систем» (325; 2). Эволюция — не миф, заявляют представители
неоэволюциониз­ма, поскольку она подтверждается реальностью. Но изучать ее
нужно не при помощи умозрительных спекуляций, а научными методами с учетом
серьезной критики в адрес классического эво­люционизма, с использованием
последних достижений общест­венных дисциплин, включая социологию.

В результате (неоэволюционизм заметно дистанцируется от
классического эволюционизма. Во-первых, центр научных интересов смещается от
эволюции человеческого общества в целом к процессам, протекающим в отдельных цивилизациях,
культурах, сообществах (племенах, национальных государствах и т.д.). Во-вторых,
основное внимание направляется на причинный меха­низм, а не на
последовательность необходимых стадий. Другими словами, главное значение
придается объяснению, а не типоло­гическим схемам. В-третьих, при анализе
эволюции используют­ся категориальные, описательные термины, что же касается
оце­нок и аналогий с прогрессом, то их стараются избегать. В-четвер­тых,
сторонники этого направления формируют свои взгляды в виде гипотез,
предположений, а не прямых утверждений. В-пя­тых, изучая социальную эволюцию,
ученые принимают в расчет достижения биологических

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ