Герхард и Жан Ленски: эколого-эволюционный подход :: vuzlib.su

Герхард и Жан Ленски: эколого-эволюционный подход :: vuzlib.su

179
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Герхард и Жан Ленски: эколого-эволюционный подход

.

Герхард и Жан Ленски: эколого-эволюционный подход

Авторы определяют свою главную перспективу, ссылаясь на
биологические науки:

Он (неоэволюционизм. — Ред.) разделяет огромный интерес
эволюционного подхода в биологии к процессам изменения, — особенно к базисным,
долго­срочным, знаменующим собой развитие, и к адаптивным изменениям — к
родственным процессам конкуренции и конфликта. С экологическим подхо­дом в
биологии он разделяет интерес к отношениям взаимозависимости внут­ри и между
популяциями, а также к взаимодействию популяций с их окруже­нием (237; 23).

По мнению Г. и Ж. Ленски, человеческая история не являет­ся
«хитросплетением событий, лишенным каких-либо смысло­вых связей» (237; 76).
Напротив, в ней «со всей очевидностью просматривается наличие долгосрочных
тенденций» (236; 554).

Наиболее значительную роль играют технологические изме­нения.
Несмотря на имеющие иногда место периоды техничес­кого застоя («техностазиса»)
и регрессии, основу социокультур-ной эволюции составляют «технологическое
развитие и его пос­ледствия» (237; 79). Суть технологического развития сводится
к изменению диапазона и качества информации, пригодной для управления
окружающим миром. «Я склонен полагать, что в основе всех или большинства
тенденций лежит одна, объяс­няющая остальные. Эта тенденция — рост объема
информа­ции, которой располагает человечество, особенно той, которая необходима
ему для воздействия на материальный мир, т. е. тех­нологии» (236; 555).

Человеческий вид выделился из мира животных благодаря
прорыву в сфере передачи знаний и в совместном использовании информации.
Основная часть информации передается на генети­ческом уровне, но ее высшие
формы усваиваются индивидуаль­но. ,На смену знаковой коммуникации, т. е.
общения с помощью знаков, приходит символьная коммуникация, т. е. общение с по­мощью
символов, которые используются для кодирования, хра­нения информации и обмена
ею с теми, чье непосредственное присутствие необязательно. Стало необязательным
и непосред­ственное совпадение и во времени (информация передается от одного
поколения другому). «Системы символов обеспечили человечество принципиально
новым способом связи и адаптации к биофизическому миру… Они явились
функциональным аналогом генетических систем» (237; 18). Похоже, что в будущем
количест­во и качество информации, доступной человечеству, позволит ему взять
собственную эволюцию под сознательный и целенаправ­ленный контроль. Это станет
венцом процесса «эволюции эво­люции» и обеспечит постоянное совершенствование
самих ее механизмов.

Все остальные аспекты социальной жизни также тесно связа­ны
с характером технологии. «Решения технологических проблем определяют диапазон и
тех решений, которые общество может найти для других проблем» (237; 80).
Предлагая следующую це­почку детерминации «технология — экономика — политика —
распределительная система» (234; 436), авторы считают такой ва­риант одним из
возможных и допускают существование обрат­ных связей — от других сфер общества
к технологии. Но в целом «технологическое развитие является главной
детерминантой со­вокупности глобальных тенденций — в популяции, языке, соци­альной
структуре и идеологии. Оно определяет человеческую ис­торию» (237; 10). Так,
технология служит главным критерием де­ления истории человечества на стадии,
или эволюционные фазы: охота и собирательство (до 7 тыс. до н.э.); выведение
плодовых культур (с 7 тыс. до 3 тыс. до н.э.); развитие сельского хозяйства (с
3 тыс. до 1800 н.э.) и промышленности (с 1800 н.э.). В зависи­мости от местных
природных условий могут возникать альтерна­тивные линии эволюции,
ответвляющиеся от основного направ­ления. Некоторые общества могут создавать
эквивалентные, но отличные от глобальной технологии, действующие с той же эф­фективностью,
которая измеряется следующим образом: «стои­мость общественного валового
продукта, деленная на человечес­кую энергию, затраченную на его производство»
(234; 93). Типо­логия обществ представлена на рис. 8.2.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ