Обращение к биологическому эволюционизму :: vuzlib.su

Обращение к биологическому эволюционизму :: vuzlib.su

66
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Обращение к биологическому эволюционизму

.

Обращение к биологическому эволюционизму

Как мы уже отмечали, Конт и Спенсер заимствуют формули­ровку
своей основной идеи из биологии, в частности, опираются на наиболее известное
положение Чарлза Дарвина (1809—1882) в его фундаментальном исследовании
«Происхождение видов» (92). И представители классического эволюционизма в
социологии, и большинство неоэволюционистских школ придерживались ско­рее
спенсеровского представления об органическом росте, а не дарвиновского
естественного отбора. Лишь недавно социология всерьез обратилась к
дарвиновскому наследию. Вместо прежних теорий, известных как «теории развития»,
или «онтогенетические теории» (69; 3) и «теории стадий», или «теории
органической диф­ференциации» (82; 13), некоторые неоэволюционисты предложили
«теорию естественного отбора» (82; 29) и теории «социокультурно-го изменения» и
«селективного сохранения» (245; 236). Их авторы убеждены, что «дарвиновская
модель обнаруживает фундаменталь­ные аналитические сходства между биологической
и социокультурной эволюцией» (229; 306) и что можно «описывать механизмы
социокультурной эволюции по аналогии с дарвиновской моделью случайного
изменения и отбора» (245; 264). Фактически главные аналогии и модели,
составляющие основу эволюционной теории, были полностью переведены на ее
собственный язык.

Рэндалл Коллинз определяет разницу между прежними и но­выми
взглядами следующим образом.

Подобное изменение перспективы стимулировало новую вол­ну
теоретических поисков. «Эволюционное мышление продви­нулось с периферии
социальной теории к ее центру» (69; 3).

Базовый механизм эволюции был определен Дарвином как
«удержание благоприятных и отказ от неблагоприятных измене­ний» (92; 81).
Логика процесса подчиняется трем принципам: принципу вариации (случайных мутаций
в популяции); принципу отбора (борьбы за существование); принципу выживаемости
наи­более приспособленных (репродуктивный успех), что приводит к
воспроизводству черт, присущих выдержавшим отбор индивидам («наследуемые»
характеристики), в будущих поколениях.

Как известно, когда-то в биологии бытовала весьма наивная
точка зрения, согласно которой между полностью сформировав­шимися индивидами
идет своего рода соревнование, борьба за существование и таким образом
производится естественный от­бор. Открытия Иоганна Г. Менделя (1822—1884)
привели к пре­дельно абстрактной идеи о генах, участвующих в эволюционной
селекции. Нечто похожее наблюдается и в социологической, или «социокультурной»,
теории эволюции, где в качестве эволюцио­нирующих рассматриваются уже не популяции
или личности, а, скорее, некоторые совокупности абстрактных социальных отно­шений,
или, по последней версии, совокупности правил, собран­ных в «системы правил»
(69; 261; 96). «Наш подход, — пишут Дитц и Берне, — концентрирует внимание на
процессах, благо­даря которым социальные правила отбираются, обобщаются и
передаются или репродуцируются… Эволюционные силы влияют на многообразие
популяции, а процессы передачи и селекции благоприятствуют некоторым правилам,
в результате чего они на­чинают доминировать. Это — репродуктивный успех, или
куль­турное соответствие» (96; 263).

И для биологической, и для социологической теорий пока
остается открытым вопрос относительно источников первичных изменений
(отклонений). Почему элементы популяции столь раз­нообразны и разнородны?
Некоторые авторы утверждают, что, «как и Дарвин, современные обществоведы не
разбираются в законах, управляющих возникновением изменений» (229; 292). Боль­шинство
из них ссылаются на инновации, открытия, аберрации, отклонения в поведении,
смещения и тому подобные случайные и непредсказуемые факторы. Согласно другой
позиции, измене­ния не обязательно имеют случайный характер, они могут быть
результатом целенаправленного конструирования, «поиска людьми таких стратегий
поведения, которые в чем-то превосходят преж­ние» (245; 247). Более глубокое
проникновение в загадку измене­ний принадлежит авторам, которые обращают
внимание на эво­люцию систем правил. Том Берне и Томас Дитц предполагают, что
изменчивость правил может определяться рядом обстоятельств. (1) Во время
социальной передачи правил (учителями) они выра­жаются словесно, что открывает
путь к своеобразному смешению формулировок. (2) Любое применение достаточно
общих правил требует их интерпретации, и в этом заключается еще одна пред­посылка
для искажения первоначального смысла. (3) Люди до­пускают ошибки и погрешности
при формулировании и вы­полнении правил. (4) Люди активно ищут правила и
экспери­ментируют с ними, особенно, если они не удовлетворены теми, которым
непосредственно должны подчиняться сейчас. (5) Люди участвуют в игровых и даже
ненормативных видах деятельности, которые могут порождать, вырабатывать новые
правила, распро­страняющиеся на важные стороны жизни. (6) Всегда есть воз­можность
проникновения правил извне — либо через личные контакты, либо через средства
массовой информации (69; 264).

Существует еще одна загадка — механизм отбора, т. е. «выбо­рочного
воспроизводства образцов поведения и сознания в рам­ках общества» (229; 302).
Почему одни элементы наследуются, тогда как другие отбрасываются? «Как среди
множества комби­наций, постоянно возникающих в любой популяции, отбираются те,
которые сохраняются и институциализируются?» (245; 251). Этот вопрос в
действительности заключает в себе три различных вопроса: кто или что служит в
качестве движущей силы, произ­водящей отбор? какой критерий используется в
процессе отбора? как действует отбор?

Берне и Дитц различают «p-отбор» («p-селекцию»), сознатель­но
осуществляемый власть предержащими, реформаторами, ли­дерами, устанавливающими
правила для других; «s-отбор» («s-се­лекцию»), непреднамеренно производимый
посредством принуж­дения или благодаря возможностям, возникающим в установив­шихся
структурах; «m-отбор» («m-селекцию»), который «работа­ет» через естественные,
объективные ограничения материально­го окружения. Например, «люди не могут
вводить правила, которые нарушают законы физики или биологии» (69; 266—267). Ав­торы
подчеркивают важность сознательных, целенаправленных действий человека, что
игнорируют или полностью отрицают сто­ронники более механистических версий
эволюции.

Что касается адаптивного или воспроизводственного (репро­дуктивного)
успеха, т. е. функциональной ценности какого-либо института, правила, образа
жизни для выживания и способности к воспроизводству, то, по мнению некоторых
авторов, редко бы­вает так, что единственная цель человека — просто выжить или
приспособиться. «В человеческом обществе важное значение имеет повышение
чувства удовлетворенности или комфорта» (245; 256). Наконец, в качестве
конечного критерия можно предположить усиление способностей общества к
деятельности, составляющих потенциал его самотрансформации (см. гл. 15).

Способы отбора трактуются весьма широко: от простой дар­виновской
«борьбы за существование», затем «борьбы за подкреп­ление» (имеются в виду
усилия, затрачиваемые на приобретение вещей, с помощью которых удовлетворяются
человеческие по­требности) (229; 297) до «борьбы за удовлетворение», т. е.
«благо­приятный баланс удовольствия и страдания» (245; 257). Я пред­ложил бы
еще один, может быть, последний способ отбора: «борьбу за деятельность», т. е.
за освобождение от негативного принужде­ния и расширение позитивной свободы
преобразовывать собст­венное общество, (см. гл. 15).

Как откровенно заявляют сторонники неоэволюционистской теории
социокультурного отбора, она еще находится «на началь­ной стадии развития в
системе социальных наук» (69; 275). Тем не менее эта теория выглядит гораздо
более перспективной, чем классический эволюционизм и некоторые
«не-дарвинистские» ветви неоэволюционизма, рассмотренные ранее. Ее принципи­альная
новизна заключается в отрицании детерминизма, фина-лизма, фатализма, линейности
и постепенности. Вместо этого в ней большое значение придается случайности,
вероятности, ог­раниченности, открытости процесса, качественным факторам и
решающей роли человеческой деятельности. «Для того чтобы до­биться успеха,
необходим теоретический синтез эволюционной биологии и социальной науки, равно
как более полное и систе­матизированное познание окружающей среды, в том числе куль­турной,
условий и исторических превратностей судьбы Homo Sa­piens и его общества» (245;
236



НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ