Вилъфредо Парето: циркуляция элиты :: vuzlib.su

Вилъфредо Парето: циркуляция элиты :: vuzlib.su

84
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Вилъфредо Парето: циркуляция элиты

.

Вилъфредо Парето: циркуляция элиты

Классический анализ социальных циклов в более узких пре­делах
отдельных обществ дал Вильфредо Парето (1848—1923) в монументальном «Трактате
всеобщей социологии» (1916).

Парето представил образ общества в виде социальной систе­мы,
которая проходит через повторяющиеся циклы — равнове­сие, дестабилизация,
потеря равновесия и новое равновесие. Это относится к обществу в целом,iho то
же происходили с составля­ющими его сегментами — политикой, экономикой и
идеологией. Соответственно существуют всеобщий социальный цикл и спе­цифические
циклы: военно-политический, экономико-индустри­альный и
идеологически-религиозный, причем каждый из них следует одинаковой модели.
Чтобы понять суть этих циклов, не­обходимо ознакомиться со взглядами Парето на
анатомию соци­альной системы.]

С его точки зрения, она|состоит из трех типов взаимосвязан­ных
компонентов (переменных): «остатков», т. е. имманентно присущих человеку
чувств; «интересов», т. е. объективных ус­ловий, служащих человеческим
потребностям; и «производ­ных», т. е. предписаний и рациональных
объяснений/изобретае­мых людьми для легитимации первых двух типов компонентов.

«Остатки» играют определяющую роль в социальной жизни.
Наиболее важные из них — хитрость и сила, представляют две альтернативные
стратегии, которые люди применяют для дости­жения своих целей. «Остатки»
«комбинаций», относящиеся к клас­су 1, характеризуются способностью к
открытиям, предпринима­тельским духом, готовностью к риску, активностью, экспансив­ностью,
стремлением к новизне и оригинальности. Противопо­ложными им являются «остатки»
постоянства агрегатов (класс 2), для которых характерны осмотрительность,
осторожность, тра­диционализм, предпочтение ценности безопасности, стремление к
стабильности и преемственности, проявление личной предан­ности,
законопослушание и патриотизм.

| Общество неоднородно, в нем всегда есть элиты, куда входят
преуспевшие в отдельных видах деятельности: политическая (пра­вящая) элита,
экономическая элита, идеологическая (интеллек­туальная) элита. Характер элиты
обусловливается распределени­ем «остатков» между ее членами|и, в частности,
соотношением «остатков» класса 1 и класса 2. Идеи и действия элиты зависят от
того, какие члены в ней доминируют — с инновационными «ос­татками» инстинкта
комбинаций или с консервативными «остат­ками» постоянства агрегатов.

Социальные и исторические изменения рассматриваются как
циклические смены элит: их восхождение, упадок и замена. По выражению Парето,
«история — это могила аристократии» (т. е. элиты всех типов). Механизм данного
процесса заключается в чередовании «остатков», которые завоевывают и теряют
свою гла­венствующую роль внутри элиты. Проследим три типичных цик­ла таких
изменений.

В военно-политическом цикле основными действующими лицами
являются сильные правители («львы») и хитрые админи­страторы («лисы»). Возьмем
в качестве начальной точки цикла правление «львов»: оно держится на
завоеваниях, войнах, терри­ториальной экспансии, подавлении других обществ.
Военные способности, лояльность, преданность сообществу и традициям ценятся
превыше всего. Правящая элита насыщена «остатками» постоянства. Однако рано или
поздно этого оказывается недо­статочно. В мирный период для успешного
управления, админи­стрирования и организации требуются иные таланты. Люди, пред­ставляющие
«остатки» комбинации («лисы»), объединяются, мед­ленно проникают в элиту,
вытесняя господство «львов», и в кон­це концов полностью отбирают у них власть.
Так начинается вто­рая фаза цикла. «Лисы» отрицают «внешнюю политику», подры­вают
военную мощь общества, пренебрегают традиционными ценностями. Это провоцирует
консервативный заговор «львов», которые объединяются и сбрасывают «лис» силой,
своим самым эффективным оружием. И цикл начинается заново. «Элита, по­лагающаяся
на силу, смелость, подавление, сменяется буржуаз­ной, плутократической элитой,
зависящей от хитрости, интриг, идеологии, и наоборот» (262; 51).

В экономической сфере наблюдается аналогичная ситуация.
Индустриальный цикл вовлекает в свою орбиту «рантье» и «спе­кулянтов».
Предположим, что первые доминируют в экономи­ческой элите. Они представляют
«остатки» постоянства, ориен­тируясь на надежную собственность, минимизацию
риска, на­копление, а не на вложение прибылей, стабильный доход. Об­щим
эффектом их политики будет стагнация или даже откат. Социальное недовольство и
возмущение создают предпосылки для улучшений и реформ. «Спекулянты» —
инноваторы, менед­жеры, объединяются, медленно проникают в экономическую элиту
и подрывают доминирование «рантье». Во второй фазе цикла рас­тет неуверенность
в будущем, хаос и аномия, неизбежно сопро­вождающие реформы, провоцируется
консервативный заговор под предводительством «рантье», чье социальное значение
усилива­ется и доминирование в конце концов восстанавливается.

В идеологически-религиозном цикле главными действующи­ми
лицами являются «священники», охраняющие веру, и «скеп­тики» — критически
настроенные интеллектуалы, защищающие разум. Предположим, что в социальном
сознании доминируют вера, догматизм и традиционализм, а среди идеологической
эли­ты превалируют «остатки» постоянства. Однако рано или поздно ищущая и
скептическая человеческая натура дает о себе знать: возникают новые концепции,
идеи, образы, которые завоевыва­ют все больше сторонников. Идеологический монолит
ослабева­ет, формируется альтернативное мышление, которое медленно подрывает
верховенство веры. Разум и его представители, «скептики»-интеллектуалы,
одерживают победу. Эпоха науки, техно­логий, инструментального мышления и
расчета эффективности завершает первую фазу цикла. Но затем стремление понять
смысл бытия, постичь конечную истину вновь обретает былую силу. Возрождение
мифического и магического мышления открывает новые возможности для
«священников», а «скептики» становятся маргиналами общества. Возвращаются
фундаментализм и догма­тизм.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ