ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Алан Турен, Мишель Крозье и Эрхард Фридберг: вклад французов
.
Алан Турен, Мишель Крозье и Эрхард Фридберг: вклад французов
Во второй половине 70-х годов свой вклад в теорию действия
внесли французы. «Начался быстрый разрыв с материалистическим воззрением на
общество, весьма типичным для французской версии структурализма» (75; 197).
Наверное, самым видным представителем этого направления является Алан Турен. С
того времени, как он вывел образ «самопроизводящегося общества» (422; 1977),
его основная работа приобрела ощутимый критический оттенок. Она была направлена
и против теории развития, и против структурализма, которые «подчиняют чувство
коллективного действия неизбежным законам или требованиям исторической
реальности» (425; 81). Следовательно, они выводят субъект из социологической
перспективы, рассматривают его как простую эманацию системы.
«Эволюционистская, или историческая, концепция апеллирует к
сравнительной истории или даже к философии истории. Она стремится показать,
что общества следуют друг за другом по пути прогресса, рациональности и укрепления
национального государства. Она не относится к изучению самих социальных
деятелей: достаточно анализировать их действия, являющиеся выражением либо
положительных тенденций, либо внутренних противоречий данной системы» (425;
91).
«Возвращение деятеля» необходимо (424); «мы должны вернуть
идею о том, что люди сами делают свою историю» (425; 88). Это возможно лишь в
том случае, если рассматривать общество в качестве непрерывного, находящегося в
постоянном движении продукта человеческих усилий: «общество есть не что иное,
как нестабильный и, вероятнее всего, несогласованный результат социальных
отношений и социальных конфликтов» (425; 85).
Общество и история создаются благодаря коллективным действиям,
главными носителями которых, по Турену, являются социальные движения (425).
Они трактуются как формы коллективной мобилизации, непосредственно разрушающие
культурные основания общества. «Социальное движение — решающий агент истории,
поскольку историческая реальность формируется посредством конфликтов, а также
требований, выдвигаемых социальными Движениями и придающих специфическую
социальную форму культурным ориентациям» (425; 87). Отрицание эволюционизма и
приписывание социальным движениям роли основных мобилизационных сил Турен
связывал с возникновением «постиндустриального общества», в котором
существенно увеличились «способнос-ти к самодеятельности» и расширился диапазон
возможностей и вариантов выбора. Таким образом, «эти общества являются продуктом
своих собственных действий, а не частью процесса исторической эволюции» (425;
84). Способность общества мобилизовать, преобразовывать себя, создавать
структуры — уже подмеченная предыдущими авторами — Турен выявил гораздо более
конкретно и соотнес ее с определенными историческими фазами.
Два других французских социолога, Мишель Крозье и Эрхард
Фридберг, раскрыли взаимозависимость деятелей и систем (85). Подобно Турену,
они начали с отрицания «законов истории». С их точки зрения, неправомерно
рассматривать формы организации людей как полностью обусловленные внешним
контекстом — социальным окружением.
Социальные изменения, считают они, — это непрерывная
структурализация и переструктурализация той арены, на которой люди выполняют те
или иные действия, стремясь найти решения встающих перед ними проблем и задач.
Коллективная деятельность подобного рода характеризуется
свойственным ей творчеством, поскольку существует механизм «коллективного
обучения», благодаря которому индивидуальные открытия и новации внедряются в
социальную практику и встраиваются в систему. В результате не только меняются
черты последней, но и трансформируется сам механизм преобразований. Не
существует необходимых, неизбежных или «естественных» изменений, все они —
продукт человеческой изобретательности, творчества и поиска. Осознание этого
факта позволяет провозгласить «организационную свободу», т. е. реальную
возможность противостоять структурным условиям. Авторы ввели понятие «обучающее
общество», подразумевая под ним один из фундаментальных механизмов социальной
самотрансформации — коллективное обучение. В этом заключается их главный вклад
в развитие теории деятельности.
.