ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Филип Абраме и его проект «исторической социологии»
.
Филип Абраме и его проект «исторической социологии»
В 1982 г. Филип Абраме заявил о необходимости полной интеграции
социологии и истории. С его точки зрения, единственный серьезный способ
создания социологии — исторический. Для этого существуют и онтологические
причины, поскольку и социологи, и историки имеют дело с одной и той же
«безумной немеханической машиной» (2; xiii), — человеческим обществом. Как
статический, так и традиционный динамический подходы, предлагая «законы и
стадии эволюции и развития, где постулируется необходимость самих законов» (2;
8), оказались совершенно неадекватными. «В моем понимании истории и социологии,
— пишет Абраме, — между ними не может не быть взаимосвязи, потому что у них
один и тот же основной предмет изучения. И та и другая стараются понять загадку
человеческого действия, и та и другая стремятся сделать это в терминах
процессов социального структурирования» (2; х).
Идея процесса помогает перекинуть мост между традиционно
противопоставляемыми статикой и динамикой, равно как между структурой и
действием: «Разделение на диахронию и синхронию абсурдно. Социологи должны быть
заняты событийностью, потому что именно так происходит структурирование» (2;
х). «Социология процесса» обеспечивает «альтернативу нашим исчерпавшим себя и
социологическим теориям действия и системы» (2; xv), «потому что процесс есть
связь между действием и структурой» (2; 3). Таким образом, «общество нужно
понимать как процесс, исторически творимый индивидами, которых исторически творит
общество» (2; 227). Это процесс бесконечный, последовательный и кумулятивный;
на каждой его стадии действия предпринимаются в условиях, которые сложились в
прошлом, и, в свою очередь, эти действия подготавливают обстоятельства для будущего.
Данный «продолжительный процесс конструирования является центральным предметом
социологического анализа» (2; 16).
Процесс строится из исторических событий: «Событие есть
момент становления, в котором «встречаются» действие и структура» (2; 192).
Главные повороты процесса происходят под влиянием великих событий (2; 199).
Конечной движущей силой истории является, таким образом,
диалектика человеческой деятельности. Ход истории определяется диалектикой
структурирования.
«Проблема действия является проблемой поиска такого способа,
с помощью которого можно объяснить человеческий опыт. Это требует того, чтобы,
одновременно и в равной мере, история и общества создавались постоянными и
более или менее целенаправленными действиями, причем какими бы целенаправленными
они ни были, их создают история и общество. Как мы, будучи активными
субъектами, создаем мир объектов, которые затем, в свою очередь, становятся
субъектами для того, чтобы сделать нас своими объектами’» (2; xiii).
Такова основная загадка, определяющая исследовательскую
программу и социологии, и истории, и порожденной ими исторической социологии.
.