ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Часть IV Аспекты социального становления — 16.
Идеи как историческая сила — Идейно-побудительные
факторы в истории
.
Часть IV Аспекты социального становления — 16. Идеи как
историческая сила — Идейно-побудительные факторы в истории
Полное осознание роли идейно-побудительных факторов —
верований, ценностей, мотиваций, надежд, отношений — в процессе социального
изменения стало возможным лишь с поворотом социологии от исторической
перспективы, или перспективы развития, к ориентации на человека, с возвращением
его в основание социологической теории. Такой поворот, позднее описанный как
методологический индивидуализм, был предпринят Максом Вебером.
В «гуманистической социологии» Вебера социальные организмы,
или системы, утратили свое центральное положение в социологическом
теоретизировании, и центр внимания был перенесен на деятелей (агентов) и их
действия, т. е. для Вебера социология — это исследование социальных действий,
т. е. осмысленного поведения, направленного на других и ориентированного на их
действительные или ожидаемые реакции. Все сложные социальные сущности
(экономический порядок, политические системы, социальные организации)
представляют собой аккумулированный результат множества социальных действий,
совершающихся в ходе человеческой истории. Объяснить их — значит проследить
человеческие действия до самых их корней, а это, в свою очередь, означает, что
объяснить (понять) можно лишь тогда, когда будет выделен (установлен) смысл,
психологические мотивы действий, равно как и культурные ценности, нормы и
правила, придающие человеческим действиям определенную форму. Таким образом,
конечные объяснительные аргументы находятся в царстве идей, обобщенных
верований и нормативных предписаний, коими руководствуются люди. Как писал
Вебер, «наиболее важное формирующее влияние на поведение всегда имели магические
и религиозные силы и основанные на них идеи долга» (443).
Если с точки зрения типично эволюционистского подхода или в
рамках теории развития идеям придавался статус некоего «остатка», то теперь
они рассматриваются как центральные, независимые факторы. Вебер квалифицирует
собственную теорию как «позитивную критику» исторического материализма Маркса в
том смысле, что считает «надстройку», а не «базис» (если использовать
марксистскую терминологию), или просто «мягкие» системы верований, а не
«жесткую» экономику или технологию, активными и эффективными силами истории. С
точки зрения некоторых современных комментаторов, главной темой всей научной
деятельности Вебера, основным «тезисом Вебера» было осознание «функции
идеологии как независимой переменной в социальном движении» (46; 125).
Наиболее отчетливо такой подход проявился в интерпретации
Вебером происхождения капитализма. Это сложное доказательство, выдвинутое в
1904 г. в классической работе «Протестантская этика и дух капитализма», требует
тщательного анализа.
.