17. Возникновение нормативов: отклонения и новации — Нормативная основа социальной структуры :: vuzlib.su

17. Возникновение нормативов: отклонения и новации — Нормативная основа социальной структуры :: vuzlib.su

65
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


17. Возникновение нормативов: отклонения и новации
— Нормативная основа социальной структуры

.

17. Возникновение нормативов: отклонения и новации —
Нормативная основа социальной структуры

Социальная жизнь регулируется правилами. Многие ученые
считают нормы, ценности, институты, регулирующие поведение людей, центральным
аспектом общества. В своем классическом определении Эмиль Дюркгейм рассматривал
«социальные фак­ты» именно в нормативных терминах.

«Когда я выполняю свои обязанности как брат, муж или
гражданин, я выполняю обязанности, которые установлены по отношению ко мне и
моим действиям законом и обычаем. Даже если они согласуются с моими
собственными ощущениями и я чувствую их реальность субъективно, то все равно
эта реальность объективна, потому что не я их создал, я просто получил их в
своем образовании… Здесь — те способы действия, мышле­ния и ощущения, которые
представляют замечательное свойство сущест­вования вне индивидуального
сознания. Эти типы поведения или мышле­ния не только внешни по отношению к
индивиду, но, более того, облада­ют повелительной и сдерживающей силой, которая
позволяет навязывать их индивиду независимо от его воли» (100; 63—64).

Аналогичное нормативное выражение идеи «аксионорматив-ного
порядка» разработал Флориан Знанецки. По его словам, «со­циальный порядок с
этой точки зрения обозначает лишь аксио-нормативный порядок среди феноменов,
называемых социаль­ными… Социальная организация основывается на коллективно
признаваемых и поддерживаемых нормах, которые регулируют не только действия, но
также опыт и представления ее членов… Культурные феномены являются
социальными, поскольку все они подчинены коллективно санкционируемым правилам»
(463; 651 — 652). Интерес к нормативным основаниям общественного согла­сия и
равновесия системы проявляют в своих работах представи­тели структурного
функционализма (321). «Драматургическая школа» и особенно Эрвин Гофман
обеспечили тонкий анализ имплицитной нормативной основы социальной драмы
(154—156). Этнометодологи проникают еще глубже в хитросплетения при­нимаемых
как должное нормативных предположений, лежащих в основании социальной жизни
(70). Они предложили теорию «сис­тем правил» и «правил режимов». Это лишь
несколько примеров, но они доказывают, что «важность социальных норм и их ключе­вая
позиция в социальной жизни были широко признаны социо­логами» (352; 105).
Наверное, не будет большим преувеличением сказать вместе с Гарри Джонсоном, что
«концепция нормы явля­ется центральной в социологии» (210).

В данной главе мы вкратце рассмотрим два способа, благода­ря
которым этот важный аспект может подвергаться изменени­ям: процесс
институционализации отклонения и нормативные новации.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ