ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
17. Возникновение нормативов: отклонения и новации
— Нормативная основа социальной структуры
.
17. Возникновение нормативов: отклонения и новации —
Нормативная основа социальной структуры
Социальная жизнь регулируется правилами. Многие ученые
считают нормы, ценности, институты, регулирующие поведение людей, центральным
аспектом общества. В своем классическом определении Эмиль Дюркгейм рассматривал
«социальные факты» именно в нормативных терминах.
«Когда я выполняю свои обязанности как брат, муж или
гражданин, я выполняю обязанности, которые установлены по отношению ко мне и
моим действиям законом и обычаем. Даже если они согласуются с моими
собственными ощущениями и я чувствую их реальность субъективно, то все равно
эта реальность объективна, потому что не я их создал, я просто получил их в
своем образовании… Здесь — те способы действия, мышления и ощущения, которые
представляют замечательное свойство существования вне индивидуального
сознания. Эти типы поведения или мышления не только внешни по отношению к
индивиду, но, более того, обладают повелительной и сдерживающей силой, которая
позволяет навязывать их индивиду независимо от его воли» (100; 63—64).
Аналогичное нормативное выражение идеи «аксионорматив-ного
порядка» разработал Флориан Знанецки. По его словам, «социальный порядок с
этой точки зрения обозначает лишь аксио-нормативный порядок среди феноменов,
называемых социальными… Социальная организация основывается на коллективно
признаваемых и поддерживаемых нормах, которые регулируют не только действия, но
также опыт и представления ее членов… Культурные феномены являются
социальными, поскольку все они подчинены коллективно санкционируемым правилам»
(463; 651 — 652). Интерес к нормативным основаниям общественного согласия и
равновесия системы проявляют в своих работах представители структурного
функционализма (321). «Драматургическая школа» и особенно Эрвин Гофман
обеспечили тонкий анализ имплицитной нормативной основы социальной драмы
(154—156). Этнометодологи проникают еще глубже в хитросплетения принимаемых
как должное нормативных предположений, лежащих в основании социальной жизни
(70). Они предложили теорию «систем правил» и «правил режимов». Это лишь
несколько примеров, но они доказывают, что «важность социальных норм и их ключевая
позиция в социальной жизни были широко признаны социологами» (352; 105).
Наверное, не будет большим преувеличением сказать вместе с Гарри Джонсоном, что
«концепция нормы является центральной в социологии» (210).
В данной главе мы вкратце рассмотрим два способа, благодаря
которым этот важный аспект может подвергаться изменениям: процесс
институционализации отклонения и нормативные новации.
.