Типы социальных движений :: vuzlib.su

Типы социальных движений :: vuzlib.su

71
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Типы социальных движений

.

Типы социальных движений

1. Социальные движения отличаются друг от друга по мас­штабам
предполагаемых изменений. Некоторые из них относи­тельно ограничены по своим
целям и не ориентированы на пре­образования основных институциональных
структур. Они хотят преобразований внутри структуры, а не ее самой. Мы называем
их реформистскими. Таковы, например, движения за и против абортов, которые
требуют соответствующих изменений в законо­дательстве; движения за права
животных, которые призывают за­претить эксперименты над ними; движения, которые
выступают за ограничения скорости на германских автострадах. Другие дви­жения
стремятся к более глубоким- преобразованиям, пытаются затронуть основы
социальной организации. Вследствие того, что под их прицелом оказываются
институты, занимающие централь­ное, стратегическое положение, изменения имеют
гораздо более далеко идущие последствия, чем предполагалось изначально. В
результате происходит преобразование самого общества, а не внут­ри него. Такие
движения мы называем радикальными. К ним относятся, например, движения за
гражданские права в США, против апартеида в Южной Африке, за национальное
освобож­дение в колониальных странах. Когда предполагаемые измене­ния
охватывают все ключевые аспекты социальной структуры (по­литический,
экономический, культурный) и направлены на то­тальное изменение общества,
построение вместо него «альтерна­тивного» общества, тогда мы говорим о
революционных движе­ниях. К ним, в частности, относятся фашистское и коммунисти­ческое
движения.

Другую формулировку той же типологии дал Нейл Смелзер, который
различал движения, «ориентированные на нормы» и «ори­ентированные на ценности».
Первые нацелены на утверждение разделяемой всеми идеологии, которая
предполагает пересмотр норм; вторые — на пересмотр ценностей (360; 9).
Ценности, по Смелзеру, включают в себя общечеловеческие стремления к спра­ведливости,
знаниям, демократии, свободе, а нормы представля­ют собой средства достижения
этих целей. Таковы, например, дисциплина, образование, труд. «Нормы имеют более
специфи­ческий характер, чем общие ценности, поскольку они уточняют определенные
регулирующие принципы, необходимые для реа­лизации ценностей» (360; 27).

2. Социальные движения различаются по качеству предпола­гаемых
изменений. Некоторые стремятся создать новые институ­ты, ввести новые законы, внедрить
новый образ жизни, новые верования. Короче говоря, они хотят сформировать
общество, которое раньше не существовало. Такие движения ориентирова­ны на
будущее. Их можно назвать прогрессивными. К ним мож­но отнести, например,
движения республиканцев, социалистов, движения за освобождение женщин. Другие
движения обращены в прошлое, стремясь восстановить институты, законы, образ
жизни и верования, которые когда-то существовали, но забылись или были
отброшены в ходе истории. Предлагаемые ими изменения направлены в прошлое, и
основное внимание уделяется возрож­дению традиции. Мы можем назвать их
«консервативными», или «ретро-активными». Это и экологическое движение; и
фундамен­талистские религиозные движения, и движение «Морального боль­шинства»
в США, призывающее вернуться к семейным ценнос­тям; и монархические движения,
выступающие за восстановле­ние монархического строя; и движение за этническое
возрожде­ние в Восточной и Центральной Европе, которое возникло после краха
коммунизма. Различие между прогрессивными и консерва­тивными движениями
аналогично общему политическому разде­лению на левых и правых. Левые чаще
прогрессивно ориентиро­ваны, правые обычно консервативны.

3. Социальные движения различаются по отношению к целям
предполагаемых изменений. Одни сосредоточиваются на изме­нении социальных
структур, другие — на изменении личности. Первые принимают две формы.
Социополитические движения (или, как их называет Чарльз Тилли, «национальные
социальные движения») пытаются добиться изменений в политике, экономи­ке,
вызвать сдвиги в классовых и стратификационных структу­рах. «Под национальным
социальным движением я понимаю на­стойчивый вызов властям от имени населения,
которое не обла­дает властными полномочиями в государстве» (404; 1).
«Социо-культурные движения» стремятся изменить убеждения, кредо, ценности,
нормы, символы (вспомним, например, битников, хип­пи, панков).

Движения, нацеленные на изменения личности, также прини­мают
две формы. Первая — мистические или религиозные движе­ния, которые борются за
спасение своих членов и общее оживле­ние религиозного духа (религиозные
движения в средние века, исламские фундаменталистские движения, евангелическое
дви­жение, объявленное папой Иоанном Павлом II) и призывающие к
самосовершенствованию, душевному и физическому комфорту. Движения, направленные
на изменения структуры, предпо­лагают, что достижение этой цели повлияет и на
личность. И наоборот, движения второго типа предполагают, что люди, изме­нившиеся
к лучшему, будут постепенно формировать более со­вершенные социальные порядки.
И все же одни движения клю­чевым считают изменение структур, а другие — людей.

Сочетая критерий цели с критерием диапазона, Давид Аберль
предложил четырехзвенную классификацию социальных движе­ний:
преобразовательные, направленные на полное изменение структур; реформаторские,
направленные на их частичные изме­нения; движения спасения, преследующие цель
полностью изме­нить членов общества; альтернативные, предполагающие их час­тичное
изменение (1).

4. Социальные движения различаются «вектором» изменений. Как
я уже упоминал, у большинства движений «вектор» позити­вен. Но может сложиться
и противоположная ситуация, когда люди объединяются не для того, чтобы ввести в
свою жизнь что-то новое, а для того, чтобы воспрепятствовать развитию тех или
иных социальных тенденций. В таких случаях мы говорим об от­рицательном
«векторе». К данной категории принадлежат много­численные движения, выступающие
против современности, на­пример, те, что защищают местные культуры, борются с
глобали­зацией, пытаются возродить этнические или национальные осо­бенности,
укрепить фундаменталистские религиозные предписа­ния. Сюда же можно отнести
экологические движения, посколь­ку они протестуют против явлений (загрязнения
окружающей среды, истощения ресурсов), вызванных индустриализацией. Су­ществуют
движения, цель которых — приостановить действие конкретных законов или решений
правительства, например, дви­жение в США против введенных методов расового
объединения в школах (434), движение «самозащиты» польских крестьян про­тив
высоких налогов. Еще одна, особая категория — альтерна­тивные движения. Иногда
имеют место симметричные пары: ле­вые и правые, антисемиты и сионисты, атеисты
и фундамента­листы, демократы-реформаторы и сторонники жесткой линии.

5. Социальные движения отличаются по лежащей в их основе
стратегии, или «логике» их действия (345). Одни следуют «ин­струментальной»
логике, стремясь достичь политической власти и ее средствами усилить
предполагаемые изменения в законах, институтах и организации общества. Их первичная
цель — поли­тический контроль. Если это удается, то такие движения превра­щаются
в группы давления или политические партии, входят в парламенты и правительства.
Примеры недавнего времени — пар­тия зеленых в Германии и победоносная
«Солидарность» в Поль­ше.

Другие следуют «экспрессивной» логике, стремясь достичь
автономии, добиться равных прав, культурной или политической эмансипации для
своих членов или более широких общностей. Таковы движения за гражданские права,
этнические, феминист­ские, за права гомосексуалистов/Случайно ли, что одно из
самых мощных движений последних десятилетий — за освобождение женщин — так и не
получило статуса политической партии или парламентского представительства? «Я
полагаю, что движение женщин следует в первую очередь экспрессивной логике, в
то время как экологическое движение склоняется к инструменталь­ной логике»
(345; 319).

6. Различные типы движений действуют в разные историчес­кие
эпохи. Для современной истории наиболее характерны два типа. Движения,
характерные главным образом для раннего пе­риода современной эпохи (так
называемые «старые социальные движения»), были ориентированы на экономические
интересы, причем их члены рекрутировались из отдельных социальных клас­сов
жестким, централизованным образом. Примеры — тред-юнио­ны, рабочие и фермерские
движения. Со временем они посте­пенно устаревают.

В последние десятилетия наиболее развитые капиталистичес­кие
общества, вступившие в стадию постмодернизма, становятся свидетелями
возникновения другого типа, называемого «новыми социальными движениями» (423;
319). В их числе экологическое и феминистское движения, движение за мир. Им
свойственны три черты.

Во-первых, они сосредоточиваются на новых темах, новых
интересах, новых участках социальных конфликтов. Свою реак­цию на вторжение
политики, экономики, технологии и бюрокра­тии во все сферы человеческого
существования они выражают в обеспокоенности по поводу качества жизни,
расширения жиз­ненного пространства, победы «гражданского общества». «В про­тивоположность
старому рабочему движению новые социальные движения не выдвигают на первое
место явно выраженных эко­номических требований. Их гораздо больше волнуют
культурные проблемы, вопросы самостоятельности, прав личности, а также темы,
связанные с новыми, невиданными ситуациями риска, ко­торому подвергаются люди,
независимо от их социального поло­жения» (222; 1079).

Во-вторых, члены таких движений не являются представите­лями
какого-то одного определенного класса. Можно говорить лишь о преобладании людей
образованных, а также тех, кто от­носится к среднему классу, что объясняется,
скорее всего, более высоким уровнем сознательности представителей этих слоев и
тем, что у них больше свободного времени, денег и энергии (222; 1085-1089).

В-третьих, новые социальные движения обычно децентрали­зованы
и не принимают формы жесткой, иерархической органи­зации.

7. В конкретном обществе в конкретный исторический мо­мент
всегда существует сложная, неоднородная система социаль­ных движений,
включающая различные типы, представленные выше. При этом наблюдается ряд
явлений. Во-первых, наряду с движениями возникают «контрдвижения». Они
объединяются в «свободно связанном конфликте», взаимно стимулируя и усили­вая
качество (459; 1). Точнее говоря, «движения любой степени видимости и плотности
создают условия для возникновения контр­движений. Ратуя за те или иные
изменения, выступая против ут­вердившихся, господствующих интересов, предлагая
одни сим­волы и усиливая значение других, они вызывают недовольство и создают
условия для организационного оформления контрдви­жения, для выработки его целей
и формулирования спорных во­просов» (459; 1). «Тактика контрдвижения является
реакцией на структуру и тактику движения» (459; 2).

Кроме того, Маккарти и Залд вводят понятие «индустрия со­циальных
движений» (ИСД), содержание которого составляют дви­жения, имеющие сходные или
идентичные цели и защищающие общие интересы (255; 1219). Например, движение
рабочего клас­са включает стихийные выступления (типа луддитов), тред-юнио­ны,
социалистические организации и т.д.

Наконец, картина деятельности социальных движений меня­ется
от одного общества к другому. Гарнер и Залд определяют целостность, в пределах
которой они действуют, как «сектор со­циального движения» (ССД). «Это структура
антагонистических, конкурирующих и кооперирующихся движений; она, в свою оче­редь,
является частью более широкой структуры, включающей в себя партии,
государственно-административный аппарат, сред­ства информации, группы давления,
церкви и т.д.» (143; 1—2).

Уникальный характер ССД обусловливает особую специфику и
задает общий тон деятельности каждого составляющего его дви­жения, а также
определяет уровень активности в данном общест­ве. Общество, которое хочет
использовать весь свой творческий потенциал и стремится изменить себя к выгоде
всех его членов, должно не только допускать, но и поощрять социальные движе­ния,
что приведет к возникновению богатого и разнообразного ССД. Это — «активное
общество» (118). Общество, которое по­давляет, блокирует или уничтожает
социальные движения, унич­тожает собственный механизм самоулучшения и
самотрансцен-денции, т. е. выхода за свои собственные пределы (термин
Гид-денса. — Ред.). Если ССД узок или его просто нет, то общество становится
«пассивным», а его члены — невежественными, без­различными и бессильными
людьми, тогда единственной исто­рической перспективой являются застой и упадок.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ