ХРИСТИАНСТВО И ТРАДИЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ :: vuzlib.su

ХРИСТИАНСТВО И ТРАДИЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ :: vuzlib.su

76
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ХРИСТИАНСТВО И ТРАДИЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

.

ХРИСТИАНСТВО И ТРАДИЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Христианство сыграло большую роль в становлении
западноевропейской культуры. Конечно, богатая культура Европы восходит своими
корнями и к философии, к скульптуре и архитектуре, к театру античности, и к
сарказму Рабле и Эразма Роттердамского, и к научным подвигам Коперника и
Галилея, т. е. ко всему тому, что на протяжении тысячелетий противостояло
христианству, боролось с ним. Однако при этом нельзя не отметить и того
большого влияния, которое оказало христианство на характер и формы культуры, на
образ мышления и систему ценностей европейцев. Библия, библейские образы и
сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре, внося тем
самым немалый вклад в формирование культа обожествленного Христа. Лучшее, что
создало европейское зодчество, — церковная архитектура — призвано было
прославлять величие Бога и церкви. Музыка в храме (фуги и хоралы Баха), равно
как и церковный хор в православных богослужениях, не могли не оказывать своего
влияния на музыкальную культуру народов. Церковная музыка и пение были тесно
связаны с народной культурой, а все созданное под воздействием христианской
церкви, наполненное торжественным благолепием, служило для прославления
божественного, для укрепления веры.

Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия
(«тяжел крест», «путь на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда и др.) веками
формировали и питали системы жизненных восприятий, оценок, нравственных
понятий. Важнейшие догматы и постулаты церкви о послушании, терпении, воздаянии
на том свете формировали у народов представление о неизбежности, ниспосланности
свыше тех порядков, которые царят на земле. В лучшем случае можно было
надеяться на избавление от них после Страшного суда и второго пришествия
Христа. До того — приходилось лишь терпеть и надеяться на воздаяние в царстве
небесном.

Словом, на протяжении долгих веков, даже тысячелетий нормы
быта и морали, представления и ассоциации, традиции культуры и произведения
литературы — все это формировалось под сильным воздействием христианской
церкви. Однако важно учесть, что влияние церкви на традиции, культуру и быт
народов Европы было, как о том только что шла речь, различным в западной
(католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях. И это
различие в немалой степени способствовало неодинаковым путям, темпам и
результатам социальной эволюции стран и народов Европы.

На Западе протест против всесилия церкви, приведший к
Реформации, дал сильнейший толчок антиклерикализму, светскому развитию вне
русла церковного влияния. На Востоке слияние православной церкви с государством
создало значительно более мощную систему незыблемой и освященной авторитетом
церкви самодержавно-деспотической традиции, сломать которую оказалось много
сложнее. Известно, скольких усилий это потребовало даже в том на редкость
благоприятном для реформ варианте, который связан с именем и действиями Петра
I, энергично и упорно пробивавшего «окно» в Европу. А ведь это «окно» имело
огромное значение: через него проникали импульсы колоссальной разрушительной
силы, способствовавшие преобразованиям Петра. Добиваясь этого, Петр упразднил
русский патриархат, место которого занял Святейший Синод, ставший послушным
орудием императора в его деятельности.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ