ПАНТЕОН ЛАМАИЗМА :: vuzlib.su

ПАНТЕОН ЛАМАИЗМА :: vuzlib.su

89
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ПАНТЕОН ЛАМАИЗМА

.

ПАНТЕОН ЛАМАИЗМА

Мир будд и бодисатв, святых и героев, ставший весьма
многонаселенным уже в буддизме Махаяны, продолжал расти и упорядочиваться в
ламаизме. Иерархия всех этих божественных персон сложна и запутанна.
Возглавляют ее и выше всего почитаются некоторые будды и бодисатвы, среди
которых на первом месте стоит даже не сам великий Будда (Гаутама Шакьямуни) и
не мистическая фигура олицетворенной первосубстанции Адибудда, но один из пяти
дхиана-будд, порожденных Адибуддой, — Амита-ба. Амитаба воспринимается в
качестве владыки Западного рая, продолжателя великого дела Шакьямуни и своего
рода творца-покровителя нынешнего периода существования Вселенной. Не менее, а
в некоторых аспектах и более высоко почитается ламаистами эманация будды Амитабы
— бодисатва Авалокитешвара, воплощением которого, как говорилось, считается
Далай-лама. Среди прочих будд (их в ламаизме почитается тысяча во главе с пятью
дхиана-буддами и мистическим Адибуддой, «отцом» этих пяти) и бодисатв ламаисты
особо выделяют будду грядущего Майтрейю, а также бодисатву Маньчжушри
(Маньчжугоша), покровителя мудрости, носителя божественного откровения и чуть
ли не устроителя Вселенной.

Наряду с буддами и бодисатвами высоко чтятся различные
божества и духи, среди которых немалое место занимают храни-тели-докшиты,
изображаемые в иконографии в виде страшных чудовищ с искаженными от ярости
лицами, с обнаженными клыками и прочими зримыми атрибутами злобы и гнева.
Докшиты призваны своим страшным видом запугать всех врагов веры и тем самым
дать понять, что она находится под надежной защитой.

Существует также культ женских богинь. Наиболее
высокопоставленная среди них — богиня Лхамо, покровительница Лхасы, также
относящаяся к разряду докшитов и по некоторым своим функциям (не говоря уже о кровожадном
иконографическом облике) близкая к индуистским Дурге и Кали.

Среди божеств и духов более низших категорий видное место
занимают патроны-покровители различных местностей или профессий, включая
персон, заимствованных из всекитайского пантеона религиозного синкретизма, как,
например, «белый старец» Цаган убугун, тибетско-монгольский аналог китайского
патрона долголетия Шоу-сина.

Наконец, особой и высокочтимой категорией святых в ламаизме
являются его основатели, особенно родоначальник Махаяны Нагарджуна и
основоположники ламаизма Атиша и Цзонха-ва. Эти трое чаще всего встречаются
среди изображений будд и божеств в храмах и кумирнях. Наряду с ними в тех же
кумирнях помещено множество изображений священных животных и монстров, а также
различные мандалы.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ