ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Информирование присутствующих
.
Информирование присутствующих
Следующий основной этап деловой
беседы — информирование присутствующих, т. е. передача сведений, с которыми вы
хотите их познакомить. Такая передача должна быть точной, ясной (отсутствие
двусмысленности, путаницы, недосказанности), профессионально правильной и по
возможности наглядной (использование общеизвестных ассоциаций и параллелей, а
также наглядных пособий). При этом всегда, когда это возможно, следует сообщать
присутствующим источники вашей информации и указывать на их надежность.
Особое внимание нужно уделять
краткости изложения. Необходимо не забывать о временных рамках беседы. Вольтер
как-то сказал: «Секрет быть скучным состоит в том, чтобы рассказать все».
Постоянно следует помнить о
направленности беседы, т. е. держать в голове ее основные задачи и не
отклоняться от темы, даже если собеседники забрасывают докладчика вопросами.
Во время беседы нужно постоянно
обращаться к собеседнику с вопросами, учитывая, что личное влияние в деловых
отношениях имеет очень большое значение.
Большинство людей по многим
причинам неохотно отвечают на прямые вопросы (недостаточное знание предмета,
боязнь передачи неправильных сведений, деловые ограничения, трудности в
изложении). Поэтому сначала надо заинтересовать собеседника, т. е. объяснить
ему, почему отвечать на ваши вопросы в его интересах. Кроме того, не мешает
объяснить, почему вас интересует тот или иной факт и как вы собираетесь
использовать полученную от него информацию. Необходимо помнить, что и ваш
собеседник спрашивает себя: «Почему они хотят это узнать? Почему их это
интересует?».
В процессе информирования не
стоит прерывать собеседника без крайней необходимости, но и не нужно бояться
пауз в разговоре — возможно, он просто собирается с мыслями, чтобы сказать
что-то важное. Но если пауза затягивается, необходимо приободрить собеседника
косвенным вопросом, на который односложно ответить нельзя, и вольно или
невольно приходится пускаться в пространные рассуждения. И здесь нужно уметь
только выбирать подходящие моменты для замечаний и делать их обоснованно, в тактичной
форме, помня о необходимости самокритики.
При информировании нужно искренне
и заинтересованно слушать говорящего. И при этом еще стараться оставаться самим
собой: естественным, вежливым без формализма, радушным хозяином, чуждым,
однако, маниловским излияниям.
Слушая собеседника, нужно уметь
воспринимать сказанное «между словами», что аналогично чтению «между строк».
Это имеет первостепенное значение в беседах официальных руководителей высокого
ранга, которые часто не могут себе позволить открыто говорить все, что думают и
хотят.
Информируя присутствующих, нужно
твердо придерживаться основного направления беседы, последовательно проводить
свою мысль, свое мнение, не навязчиво, но упорно его отстаивать. Все поставленные
вопросы при этом рассматриваются в той последовательности, в которой это было
запланировано, и переходить к следующему нужно только после обсуждения
предыдущего.
В процессе информирования следует
внимательно следить за всем, что спрашивает собеседник, за смыслом его слов.
Если что-то неясно, следует обязательно поставить уточняющий вопрос, но так,
чтобы собеседник при ответе высказал собственное мнение, а не пытался говорить,
используя затасканные стереотипы.
Информируя, отдельные собеседники
часто стремятся скрыть свои мысли, отделаться общими фразами, уйти от принятия
конкретных решений. Для этого они обычно пользуются следующими приемами:
— используют выражения, не
имеющие предметного содержания, типа: «есть решение…» (а чье?);
— употребляют глаголы, не дающие
указания на точный образ действий, например, «надо улучшить», «требуется
активизировать» и т.п.;
— делают намеки, когда нет
конкретного указания на того, о ком идет речь, например, «есть мнение…» (а
чье?);
— передают информацию очень
неопределенно и субъективно, когда говорят «это хорошо…» или «это плохо…»
(а для других это как?);
— обобщают информацию, меняя ее
смысловое содержание.
Использование подобных приемов
существенно снижает эффективность деловой беседы и усложняет достижение
поставленной цели. Можно перечислить еще ряд факторов, которые надо уметь
выявлять в сообщаемой информации и стремиться «нейтрализовать» их негативное
влияние. Среди них:
— усреднение или, наоборот, избирательность
в подходе к воспринимаемой информации;
— нежелание воспринимать
негативные факты;
— упрощение, выражающееся в
формировании представления на основе фрагментарной информации или первого
впечатления;
— негативные эмоции, вызванные
посторонними раздражителями;
— перенос негативного отношения к
каким-либо отдельным чертам собеседника или деталей проблемы на общую оценку;
— ведение беседы с подтекстом.
.