4. Аппарат: культурно-историческая форма и рациональное содержание :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

4. Аппарат: культурно-историческая форма и рациональное содержание

.

4. Аппарат: культурно-историческая форма и рациональное содержание

Я напомню вам рассказ известного американского фантаста Шекли, чтобы проиллюстрировать, как соотносится реальная, исторически унаследованная форма деятельности аппарата с рациональным ее содержанием, т.е. с тем, что именно мы (а не сам аппарат) считаем в ней рациональным с точки зрения концепции “принятия решений”.

Герои рассказа — сервис-команда, обслуживающая по всей Галактике установки по локальному управлению климатом, выпускаемые земной промышленностью. Раз в 10 лет они прилетают для проведения сервисных работ — меняют смазку, проверяют работу педали гироскопа и пр. Клиенты, которые приобрели установку, могут, нажав на кнопку, вызвать дождь на свои поля в радиусе до 100 км.

Случилось так, что одну из дальних ветвей Галактики отсекает метеорный поток, и в течение 3000 лет туда невозможно добраться. Только через 3000 лет, когда поток иссякает, сервис-служба прилетает на отдаленную планету, чтобы обслужить одну имеющуюся там установку, и обнаруживает, что на планете тем временем произошла цивилизационная катастрофа – сброс в архаику. Вместо развитого общества типа Римской империи или индустриальной Великобритании начала XX века они обнаруживают племя, шамана, ритуальные пляски. Тем не менее установка стоит в центре деревни на главной площади и продолжает работать — раз в год во время посева племя с ее помощью вызывает дождь. Но как оно это делает?!

Племя уже давно забыло, откуда взялась эта установка. Аборигены не могут прочесть инструкцию (ее проглотил главный жрец еще 2000 лет тому назад). И каждый раз, когда нужен дождь, племя начинает ритуальную “Пляску вызывания дождя”, продолжающуюся 15 суток кряду. На 13-е сутки в ходе 638-го танца на 12-м па помощник главного шамана, прогнувшись в мостике, пяткой нажимает кнопку — что, собственно, и вызывает дождь (с рациональной точки зрения). Но в племени никто рационалистического подхода не разделяет — они считают, что все эти танцы в течение 15 суток абсолютно необходимы. И если, скажем, в предпоследнем танце вечером 15-го дня кто-то споткнулся о корень и упал, вся пляска считается недействительной и переплясывается заново.

Это не смешно, потому что перед нами — довольно точная модель соотношения рационального, культурного и традиционного пластов в человеческой деятельности, в том числе — в деятельности аппарата.

С точки зрения прилетевшей сервис-группы, рациональным является только нажатие кнопки. На взгляд культуролога или искусствоведа дивные художественные достоинства и тем паче религиозные таинства, содержащиеся в пляске, куда важнее технологии воздействия на погоду. С точки же зрения племени, — которая, кстати, гораздо ближе к той реальности, в которой они живут, — весь этот танец состоит из сакральных элементов, каждый из которых представляет собой то или иное смыслоносное действо. Танец — не столько вызывание дождя, сколько акт сотрудничества или борьбы с духами, подтверждение статуса главного жреца, возобновление телесно-духовного единства племени, сохранение его традиций и инициация подрастающего поколения. Если племени запретить плясать, оно немедленно погибнет.

В этом смысле аппарат как исторически возникший уклад, как некое явление, существующее тысячелетия, живет в одной реальности, а представление о корпоративном принятии решений — это взгляд на аппарат из реальности другой. Контуры этой новой реальности постепенно все зримее проступают сквозь старую. Ведь дело в том, что само понятие “корпоративное принятие решений” возникло в результате абстрагирования реальных явлений, происходящих в современном аппарате. Замечу, что отношения между этими вещами достаточно нетривиальны, но об этом поговорим в другой раз, ибо я обещал, что буду рассказывать о вещах тривиальных.

Напомню снова: я не утверждаю, что корпорации, принимающие решения, на Западе повсеместно пришли на смену архаическим аппаратным играм. Я лишь делюсь подозрениями Гэлбрейта (и своими), что корпорации лиц, принимающих решения в заметных масштабах, возникают или уже возникли, что сознательно проектируемые процессы принятия решений возникают или уже возникли. В связи со становлением современных корпораций происходит нечто крайне важное, в т.ч. перераспределение власти и ключевых ресурсов, изменение роли элит на самом верху как западного, так и нашего общества. В этом главный предмет настоящего курса лекций.

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.