ЛЕКЦИЯ 3. ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИ - 1. Понятие формы деятельности :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

ЛЕКЦИЯ 3. ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИ - 1. Понятие формы деятельности

.

ЛЕКЦИЯ 3. ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИ - 1. Понятие формы деятельности

 

Уважаемые коллеги!

Настала пора вводить и обсуждать необходимые понятия и представления.

Еще раз предупреждаю, не надейтесь сразу получить от меня жесткие “дефиниции”. Для того чтобы давать строгие определения, необходимо сначала ввести формальный язык и договориться о правилах его интерпретации. Любознательные могут найти пример того, как это делается, в моей книге “Смысл”. Правда, если на экзамене вы будете мне давать дефиниции оттуда, это чревато — я могу заинтересоваться и немножко забыться...

Мы с вами испробуем другой путь. Пользуясь “естественным языком” и пресловутым “здравым смыслом”, будем постепенно вводить одно представление за другим, разбираться с тем, как они соотносятся, и пытаться прикладывать их к практическим проблемам. И те, кому хватит терпения и внимания, увидят, как вводимые и используемые понятия окажутся вовлеченными в процесс взаимного доопределения, уточнения и конкретизации.

Центральной категорией, которая нам понадобится, является форма деятельности — вещь, на первый взгляд, очень простая. В парадигме книги “Смысл” у всякой деятельности есть некий предмет, некая форма и некая идея. Если вы сапожник, то предметом вашей деятельности являются кожа, дратва, гвозди, молоток, сапожная “нога” и прочие компоненты, которые нужны, чтобы делать обувь. Идеей деятельности является некий образ или фасон, почерпнутый где-то от Кардена или Диора, — в общем, модель, которую вы начертили и по ней собираетесь кроить башмак. Но форма деятельности сапожника как таковая может рассматриваться в грубом тэйлоровском смысле — вы снимаете движения сапожника на кинокамеру, потом изымаете у него из рук дратву, сапожную ногу и все остальное и в конечном счете заменяете его на мима, который молча двигает руками, — и все, кто пришел в Театр мимики и жеста, сразу узнают, что это сапожник, который делает обувь, хотя не видят предмета его деятельности и не читают в уме его идей.

В этом смысле, например, форма деятельности всякой организации (независимо от предмета и цели деятельности, постулированных в уставе ее учредителями) системным анализом рассматривается как процесс решения проблем. Но процесс решения проблем, конечно, сопоставлен с предметом деятельности организации (например, если эта организация — Министерство макаронной промышленности, то содержание ее деятельности — решение проблем производства макарон).

Разумеется, процесс решения проблем детерминирован целью. Например, ставится цель — расцвет макаронной промышленности, чтобы наша страна стала родиной макарон, как раньше она была родиной слонов. Или, наоборот, целью может стать ликвидация макаронной промышленности как таковой или распродажа ее Западу и т.п. Такой подход к проблеме макаронной промышленности исходит из того, что она нам не нужна — достаточно покупать итальянские макароны.

Однако процесс решения проблем до известной степени можно абстрагировать от предмета и цели. Утверждается, что все процессы решения проблем имеют одну и ту же структуру и форму. Эта идея пришла в голову разным людям независимо. Так, наш известный изобретатель Альтшуллер (он же писатель-фантаст Генрих Альтов) придумал алгоритм решения технических проблем, который потом стал известен как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Выяснилось: кем бы ни был изобретатель, что бы он ни изобретал (мышеловку, мозольный пластырь, космический аппарат), всегда форма его деятельности проходит через одни и те же этапы и представляет собой единую функциональную схему. А эта схема и отражает форму деятельности по решению проблем.

В этом смысле в рамках системного анализа считается, что форма деятельности любой организации одна и та же. Любая организация создана, чтобы решать проблемы какого-то предмета исходя из каких-то целей. При одном и том же предмете цели могут быть самыми разными. Но проблема в том, что даже при наличии четко поставленных целей специалисты-предметники все чаще оказываются не в состоянии эффективно разобраться с проблемами своего стремительно усложняющегося предмета, покуда не явится “методолог” – специалист по решению проблем.

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.