ЛЕКЦИЯ 24. КОРПОРАТИВНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В МНОГОУКЛАДНОЙ СРЕДЕ - 1. Формы деятельности и формации :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

ЛЕКЦИЯ 24. КОРПОРАТИВНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В МНОГОУКЛАДНОЙ СРЕДЕ - 1. Формы деятельности и формации

.

ЛЕКЦИЯ 24. КОРПОРАТИВНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В МНОГОУКЛАДНОЙ СРЕДЕ - 1. Формы деятельности и формации

 

Простейшей абстрактной социологической моделью, на уровне которой я решаюсь впервые, со множеством оговорок, соотнести нашу модель с реальностью, является столбец «формация».

Если вам случалось заглядывать в работы Маркса, которые сейчас уже не изучают, то у него формацию определяют производительные силы, производственные отношения и «надстройка». «Формация», с которой я работаю в книге «Смысл», несколько отличается от формации Маркса. Если представить ее как столбец форм деятельности, упорядоченных определенными отношениями, и взять за масштаб клеточку под названием "Капитал" в роли производственного отношения, в нашем столбце будет не 3 клеточки, а 243. Ничего себе надстроечка! В книге "Смысл" желающие могут найти ответ, откуда берется такая цифра. "Капитал" понимается (с точки зрения здравого смысла) как самовоспроизводящаяся стоимость. Так что, рассматривая «капитализм» как формацию, нужно учитывать, что помимо капитала там еще имеется не две, а двести сорок две клеточки. Из общего числа 81 клетка относится к «формам движения» и по столько же — к «формам деятельности» и «формам развития». Желающих в этом поподробнее разобраться я отсылаю к книге «Смысл», а для оставшегося большинства предложу некоторые содержательные намеки, приоткрывающие отдельные части этого невероятного разнообразия.

Реальность «общества» неотделима от «природы». При капитализме помимо капиталистов и рабочих продолжают существовать удавы, кролики и тараканы. Притом обратите внимание, что тараканы XX в. радикально отличаются от своих сородичей XIX в. Во-первых, они живут в состоянии ожесточенной борьбы с человечеством (а в XIX в. им позволяли бегать свободно), против них постоянно применяются все новые и новые химические, биологические и прочие средства массового уничтожения, на что тараканы отвечают мутированием. Во-вторых, радикально изменилась среда их обитания, например появились удобства сквозных межэтажных каналов под названием "мусоропровод", что абсолютно меняет экологическую нишу существования тараканов.

Бананы при капитализме тоже не те, что в доисторических лесах. Ими покрыта ныне половина Канарского архипелага, на котором до прихода испанских капиталистов они вообще не росли. На каждую банановую гроздь, произрастающую на Кипре, надет полиэтиленовый чехол…

Если мы претендуем на серьезное отношение к абстракции «общества», мы должны дать в ней место и кислотным дождям, и озоновой дыре, и другим природно-техногенным явлениям, которые существуют, но исключены из социологических моделей.

А где в Марксовой «формации» место для творческих актов, открытий и изобретений, например для создания компьютерного томографа? Он ведь не является «непосредственной производительной силой». Над этим вопросом долго бились кафедры общественных наук.

Более того, сами формы научного и художественного творчества тоже изменились. В XIX в. не могло быть Союза советских писателей. Они играли тогда совсем другую роль. Я не имею в виду, что это был плохой или хороший союз, вопрос в том, что формы самоорганизации сообщества творческих людей тоже изменились по сравнению с XIX в. Социальный феномен "художники-передвижники" появился именно в России в конце прошлого века, а в его начале ничего подобного и вообразить себе было нельзя (Карл Брюллов одиноко ездил в Италию). Все это существует в рамках того общественного организма, к которому мы прикладываем модель-«формацию».

Мы не должны забывать, что тощая абстракция «идеального экономического человека» почти ничего нам не говорит о личностном типе жителя этого общества, об эволюции его сознания и подсознания. К примеру, современные психопрактики радикально отличаются от дзенской практики в том виде, в каком она бытовала до XIX в. Последняя не была тогда объектом пристальнейшего интереса и моды на Западе. Тогда еще не было популярных книг по йоге и восточные проповедники не приезжали массово в Европу, а западные хиппи не отправлялись на строительство городов солнца и не искали Шамбалу в Гималаях. А где в наших абстрактных моделях место для регулярных появлений Девы Марии, которые происходят в маленьких итальянских местечках и широко освещаются в прессе? Или вдруг возникает «Дианетика» Хаббарда и проч. Т.е. формы трансцендентного, формы экзистенциального переживания жизни в формации "капитализм" тоже должны находить свое отражение, когда и если мы ее отождествляем с реальностью.

Таким образом, не случайно в столбце-«формации» аж 243 формы деятельности. Я призываю не рассматривать это как чистое проявление шизофрении. Вы можете даже считать, что точная цифра 243 отражает некий «пунктик», но сам порядок величины разнообразия форм не должен вас удивлять. К этому стоит отнестись серьезно.

 

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.