Тема 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания...

Тема 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания :: vuzlib.su

88
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Тема 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания

.

Тема 1. О предмете философии и ее месте в системе научного
знания

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в
целом (которая охватывает все науки, виды искусства, религию и, разуме­ется, философию)
с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи,
совершенствования, энергичной лю­бознательности, творческого воображения,
пытливой мысли, утон­ченной интуиции, широкого кругозора и мудрости.

Можно сказать, что философия — это все единосущее, «схвачен­ное
в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего че­ловечества, это
теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально
обладал любознательностью. Само же­лание понять суть загадочного, неведомого
являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению, пусть даже пока
на жи­тейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны по­философствовать.
Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально оно означает любовь к
мудрости, т.е. любомудрие.

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь
целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может
согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая
наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить
ответы и на вопросы, которые вы­ходят за поле положительной науки и не могут
быть ею даже осо­знаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти
во­просы, сделать вид, что они не существуют, практически их игно­рировать. Для
человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной
теории представляется решение вопро­сов о Том, что же такое наш мир в целом,
какова его основа, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеют ли
какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д.
Сло­вом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что,
почему и зачем. На эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и
не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского
мышления.

Каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в
их простом сложении — это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о
мире как целом. Она не занимается простым сло­жением всех научных знаний (это
была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом
общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как
целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравствен­ности
и т.п. «Ее задача — не одна какая-нибудь сторона существую­щего, а все
существующее, вся вселенная в полноте своего содержа­ния и смысла; она
стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия
между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и
единство».

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия
мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого
общества (социальная философия и философия ис­тории), учение о человеке и его бытии
в мире (философская антро­пология), теорию познания (гносеология), проблемы
творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную ис­торию,
т.е. историю философии, которая являет собой существен­ную составляющую
предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.
Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов
и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагоги­чески,
дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере
условный характер: все эти разделы обра­зуют некое едино-цельное образование, в
котором все составляющие, тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии
— не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего
содержа­ния и смысла. Философия нацелена не на то, «чтобы определить точ­ные
границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то,
чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутрен­нюю связь и единство.

Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской
мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти выс­шее начало и
смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к
Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания,
проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а
также история самой философии — таковы, говоря предельно кратко, фун­даментальные
проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ