Сознание и сфера бессознательного :: vuzlib.su

Сознание и сфера бессознательного :: vuzlib.su

73
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Сознание и сфера бессознательного

.

Сознание и сфера бессознательного

Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное»
часто встречаются в научной и художественной литературе, в обы­денной жизни.
Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и
пр.

Анализируя в своем романе состояние духа Ивана Карамазова,
Ф.М. Достоевский настойчиво подчеркивает, что Иван сам не знал причину своего
скверного настроения, подобно тому, как люди часто раздражаются из-за
какого-нибудь пустяка — уроненного на пол платка или не поставленной в шкаф
книги, не сознавая этой причины.

Как уже отмечалось, понятие психического значительно шире
понятия сознания, которое обладает не поддающимися практичес­кому учету
градациями и уровнями, начиная от высшей степени яс­ности, доходящей до
удивительной силы прозорливости и глубины понимания сути вещей, и кончая
полусознательным состоянием. Один ученый насчитал около двадцати ступеней
сознания. Это число, видимо, можно свободно удвоить или даже утроить.

Наша обычная деятельность — практическая и теоретическая —
сознательна в отношении тех результатов, которые сначала сущест­вовали в
замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут со­провождаться и такими
последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Каждому
ясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем. Утверждают,
например, что знаменитый ученый Д.И. Ивановский, открывший неведомый мир
вирусов и положивший начало вирусологии, не понял всего гро­мадного
перспективного значения того, что он сделал.

Человеку может быть вменено в вину лишь то, что он осознает
в своем поведении, что составляет наличное бытие его собственного воления.
Бессознательное выражается в существовании большого пласта жизненного опыта,
информации, которые накапливаются в течение всей жизни и оседают в памяти. Из
всей суммы имеющихся знаний в каж­дый данный момент в фокусе сознания светится
лишь небольшая их доля. О большом пласте хранящихся в мозгу сведений люди даже
и не подозревают.

Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех эта­пах
своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле со­знания находится
прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных
действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков.
Известно, что загип­нотизированный какое-то время удерживает под порогом своего
со­знания весьма сложные инструкции и реализует их, если наступают те
объективные условия, при которых они должны быть, по указа­нию гипнотизера,
выполнены. Во время нормального сна, при от­сутствии контроля сознания, в
голове человека проносятся картины действительности.

Следует различать два вида неосознанных действий. К первому
относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму — ранее
осознававшиеся. Так, многие наши действия, находясь в про­цессе формирования
под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно.
Сама сознательная деятель­ность человека возможна лишь при условии, что максимальное
число элементов этой деятельности осуществляется именно автома­тически. По мере
развития ребенка происходит постепенная авто­матизация многих функций. И
сознание освобождается от «забот» о них. Когда же неосознанное или уже
автоматизированное насиль­ственно вторгается в сознание, последнее борется с
этим потоком «непрошеных гостей» и нередко оказывается бессильным справить­ся с
ними. Это проявляется при наличии разного рода психических расстройств —
навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги, не­преодолимого,
немотивированного страха и др. Привычка как нечто машинальное распространяется
на все виды деятельности, в том числе и на мышление по принципу: мне не
хотелось думать, но думалось само собой. Парадокс заключается в том, что
сознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, не
уделяя, однако, пристального внимания всему, что совершается в глубинах духа, а
на­блюдая лишь за общей картиной. При этом сознание в большинстве случаев может
взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить
их.

Однако не все в бессознательном, как уже было сказано,
является ранее автоматизированным: определенная часть бессознательного так и не
вступает в светлое поле сознания. Именно за счет этих неподвластных сознанию психических
явлений общее поле психики оказывается шире сознания как такового.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ