ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Сознание и сфера бессознательного
.
Сознание и сфера бессознательного
Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное»
часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни.
Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и
пр.
Анализируя в своем романе состояние духа Ивана Карамазова,
Ф.М. Достоевский настойчиво подчеркивает, что Иван сам не знал причину своего
скверного настроения, подобно тому, как люди часто раздражаются из-за
какого-нибудь пустяка — уроненного на пол платка или не поставленной в шкаф
книги, не сознавая этой причины.
Как уже отмечалось, понятие психического значительно шире
понятия сознания, которое обладает не поддающимися практическому учету
градациями и уровнями, начиная от высшей степени ясности, доходящей до
удивительной силы прозорливости и глубины понимания сути вещей, и кончая
полусознательным состоянием. Один ученый насчитал около двадцати ступеней
сознания. Это число, видимо, можно свободно удвоить или даже утроить.
Наша обычная деятельность — практическая и теоретическая —
сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в
замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такими
последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Каждому
ясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем. Утверждают,
например, что знаменитый ученый Д.И. Ивановский, открывший неведомый мир
вирусов и положивший начало вирусологии, не понял всего громадного
перспективного значения того, что он сделал.
Человеку может быть вменено в вину лишь то, что он осознает
в своем поведении, что составляет наличное бытие его собственного воления.
Бессознательное выражается в существовании большого пласта жизненного опыта,
информации, которые накапливаются в течение всей жизни и оседают в памяти. Из
всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится
лишь небольшая их доля. О большом пласте хранящихся в мозгу сведений люди даже
и не подозревают.
Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах
своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится
прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных
действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков.
Известно, что загипнотизированный какое-то время удерживает под порогом своего
сознания весьма сложные инструкции и реализует их, если наступают те
объективные условия, при которых они должны быть, по указанию гипнотизера,
выполнены. Во время нормального сна, при отсутствии контроля сознания, в
голове человека проносятся картины действительности.
Следует различать два вида неосознанных действий. К первому
относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму — ранее
осознававшиеся. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования
под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно.
Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное
число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически. По мере
развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций. И
сознание освобождается от «забот» о них. Когда же неосознанное или уже
автоматизированное насильственно вторгается в сознание, последнее борется с
этим потоком «непрошеных гостей» и нередко оказывается бессильным справиться с
ними. Это проявляется при наличии разного рода психических расстройств —
навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги, непреодолимого,
немотивированного страха и др. Привычка как нечто машинальное распространяется
на все виды деятельности, в том числе и на мышление по принципу: мне не
хотелось думать, но думалось само собой. Парадокс заключается в том, что
сознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, не
уделяя, однако, пристального внимания всему, что совершается в глубинах духа, а
наблюдая лишь за общей картиной. При этом сознание в большинстве случаев может
взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить
их.
Однако не все в бессознательном, как уже было сказано,
является ранее автоматизированным: определенная часть бессознательного так и не
вступает в светлое поле сознания. Именно за счет этих неподвластных сознанию психических
явлений общее поле психики оказывается шире сознания как такового.
.