Познание, практика, опыт :: vuzlib.su

Познание, практика, опыт :: vuzlib.su

117
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Познание, практика, опыт

.

Познание, практика, опыт

Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной
культуры. Сам он — активно действующее существо. Бесконечными нитями
материального и духовного свойства человек связан с природой и событиями
общественной жизни, находясь с ними в постоянном взаимодействии. Вне этого
взаимодействия жизнь невозможна. Мы взаимодействуем с миром прежде всего через
наши потребности, на­чиная от физиологических и кончая самыми утонченными —
духов­но-душевными. Мы нуждаемся в мире и практически преобразуем его не только
для постижения тайн. Мы постигаем его тайны для удовлетворения наших
материальных и духовных потребностей. В этом состоит исторический смысл
возникновения познания и наук. Астрономию и часы вызвала к жизни потребность
мореплава­ния; потребности земледелия породили геометрию; география возникла в
связи с описанием Земли, механика — со строительным ис­кусством, а медицину
вызвала к жизни потребность освободить людей от недугов или хотя бы облегчить
их страдания. С развитием общества потребности все расширялись и обогащались,
вызывая к жизни все новые и новые средства и пути познания: человечество не
может успокоиться на достигнутом.

Практика — это чувственно-предметная деятельность людей, их
воздей­ствие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетво­рения
своих потребностей. По отношению к познанию практика вы­полняет троякую роль. В
о — п е р в ы х, она является источником познания, его движущей силой, дает
познанию необходимый факти­ческий материал, подлежащий обобщению и
теоретической обра­ботке. Тем самым практика питает познание, как почва дерево,
не дает ему отрываться от реальной жизни. В о-в т о р ы х, практика является
сферой приложения знаний. И в этом смысле она — цель познания. В-т р е т ь и х,
практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания.
Только те результаты по­знания, которые прошли через очистительный огонь
практики, могут претендовать на объективное значение, на независимость от
произвола и заблуждений.

Само собой разумеется, что человек постигает
действительность не в одиночку: когда говорят, что познание истины основано на
опыте, то имеют в виду наследственную информацию, шлейф которой тянется в
глубины прошлого, собирательный и накопляющийся опыт веков. Опыт
индивидуального существа, безусловно изолиро­ванного, если бы даже оно могло
существовать, был бы, очевидно, совершенно недостаточен для постижения истины.

Каждая область научного знания, раскрывая соответствующие
закономерности, объясняя определенное явление, участвует в созда­нии единой
картины мира, в формировании мировоззрения. Наука, как заметил Э. Шредингер,
должна ответить и на вопрос, кто мы и для чего явились в мир. Это имеет немалый
и метафизический, и практический смысл.

Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение
которых необходимо, но и изменяет окружающие предметы, выяв­ляет такие их
стороны, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть
предметом изучения. Не только земные, но и небесные тела, в которых мы ничего
не изменяем, предстали перед нашим сознанием и познаются в меру вовлечения их в
нашу жизнь.

Вслед за познанием сил природы и общества рано или поздно
происходит практическое овладение этими силами.

Не только науки о природе, но и науки об обществе имеют
своей основой практику.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ