Нравственно-психологические  устои экономики :: vuzlib.su

Нравственно-психологические  устои экономики :: vuzlib.su

35
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Нравственно-психологические  устои экономики

.

Нравственно-психологические  устои экономики

В связи с бурным развитием экономики в период становления
капитализма, особенно в XX в., интерес к поведению и психологии людей в сфере
хозяйственной жизни резко возрос. В рамках психо­логической науки стала
формироваться специальная отрасль — эко­номическая психология.

Экономика — это грандиозная по своим масштабам и жизненной
значимости сфера человеческой деятельности. А там, где действуют и
взаимодействуют люди, невозможно обойтись без нравственных и психологических
начал. Основные этические категории добра и зла, совести и чести, свободы и
ответственности и иные пронизы­вают всю ткань жизни человека, в том числе и
сферу экономических отношений. И подобно тому, как существует, например,
врачебная этика, точно так же реально существует экономическая этика: про­изводство
материальных и духовных богатств, стихия рынка, сбор налогов, оплата труда —
все это пронизано так или иначе нравст­венными и психологическими началами.

Экономическая психология призвана: анализировать экономи­ческую
реальность в стране, изучать отношение человека к различ­ным формам
собственности — частной, государственной, коопера­тивной и личной, а также
психологические проблемы потребностей человека, их количественные и
качественные характеристики, за­кономерности их зарождения, развития,
удовлетворения и воспро­изводства, психологические условия эффективного
функциониро­вания хозяйственного механизма; прогнозировать развитие не толь­ко
широкомасштабных экономических ситуаций, но и узких участ­ков хозяйственной
деятельности отдельных индивидов, их групп и общества в целом. Здесь получены
содержательные результаты от­носительно уяснения мотивации выбора, разработаны
модели эко­номического поведения, ориентированного на защиту окружающей
природной среды, например, с учетом того, что экологический ком­форт —
величайшая не только гигиеническая, но и экономическая ценность.

Специалисты в области экономической психологии отмечают
возрастающую роль психологических составляющих в отношени­ях между
производителями и потребителями, между продавцами и покупателями. Здесь
чрезвычайно важны выявление и анализ та­кого экономико-психологического
феномена, как интуитивное постижение и осмысление проблемы выбора линии поведения
при сделках.

Исход начинаний в любом виде человеческой деятельности
неопределенен, возможны неблагоприятные последствия деяний, их неуспех, т.е.
любая деятельность предполагает риск. Он характери­зуется мерой неожиданности
при успехе или определенной вероят­ностью неуспеха и ожиданием неблагоприятных
последствий в этом случае. Риск некоторой потери или даже полного краха всего
дела может вызвать моральную и психологическую травму субъекта дей­ствия. В
экономической психологии поэтому выделяется мотивиро­ванный риск, т.е.
рассчитанный на ситуативные преимущества в эко­номической сфере, и
немотивированный — как случай, роковое сте­чение обстоятельств.

При принятии экономического решения нельзя не учитывать
особенностей морального и психологического облика партнера, скажем, меры его
надежности и меры его ответственности. В на­роде недаром говорят, что уговор
дороже денег. Партнеры должны быть взаимно уверены в надежности. К сожалению,
это не такая уж непременная черта характера и нравственного облика каждого
человека, и нельзя считать, что надежность — это нечто само собой
разумеющееся. Конечно, опытный коммерсант может полагаться на свой опыт, на
свой природный дар интуитивного предчувствия и силу интеллектуального
прозрения, но целесообразно использо­вать и профессиональный опыт психолога, а
в какой-то мере и знание самой психологии. Практика экономической жизни в той
или иной мере оправдывает значимость психологической службы в эко­номике.

Бывает и так, что в сложном экономическом круговороте людей
манит коварный психологический феномен надежды: все играющие на бирже надеются
на выигрыш, а судьба выбрасывает иных на ка­менистый берег краха. Но боящийся
риска вообще не может наде­яться ни на какой выигрыш: таково противоречие
жизни. Как во всех сферах жизни, так и в экономике феномен надежды многооб­разен:
он может быть рациональным, основанным на скрупулезном расчете, а может быть и
интуитивным. И никак нельзя сказать, что надежнее в самой надежде.

Здесь уместно напомнить мысль Вл. Соловьева: нет и не было в
человечестве такого низменного состояния, когда материальная необходимость
добывания жизненных средств не осложнялась бы нравственным вопросом: общество и
в своей хозяйственной жизни должно быть организованным осуществлением добра.
Особенность и самостоятельность хозяйственной сферы заключается не в том, что
она имеет свои роковые законы, а в том, что она представляет по существу своих
отношений особое, своеобразное поприще для применения единого нравственного
закона. Все острые вопросы экономической жизни, по мысли Вл. Соловьева, тесно
связаны с понятием собственности, которое, однако, само по себе более при­надлежит
к области права, нравственности и психологии, нежели к области отношений
хозяйственных. Уже это обстоятельство ясно показывает, как ошибочно стремление
обособить экономические явления в совершенно самостоятельную и самодовлеющую
сферу. Можно сказать, что сущность нравственного решения множества
экономических проблем заключается во внутренней связи с жиз­ненными интересами
и целями человека и человечества.

Неупорядоченная игра экономических факторов и процессов
возможна только в смутные времена жизни того или иного общества. В нормальных
условиях, в живом и имеющем будущность обществе хозяйственные элементы
детерминированы не преступными, ко­рыстными, разгильдяйски-безответственными
решениями и дейст­виями непосредственно тружеников и особенно руководителей
всех рангов, а нравственно санкционированными побуждениями. Сам факт
экономических неурядиц и бедствий свидетельствует о том, что, как правило,
экономические отношения не организованы ра­зумным образом, не обеспечены вполне
правовыми принципами и не озарены светом нравственных начал. Нравственная
красота не­совместима с корыстолюбием, с проявлением коррупции и вообще с
любыми преступлениями против человечности. Деловой успех — это своего рода
экзамен не только на уровень интеллекта, но и на уровень нравственной культуры.
Деловой успех нравственно воспи­танного и тем более религиозного человека
определяется не просто «голой субстанцией прибыли», но и служением ближнему.
Подчине­ние материальных интересов и отношений в человеческом общест­ве, по
словам Вл. Соловьева, каким-то особым, от себя действующим экономическим
законам есть лишь вымысел плохой метафизики, не имеющей и тени основания в
действительности, поэтому в силе ос­тается общее требование разума и совести,
чтобы и эта область под­чинялась высшему нравственному началу, чтобы и в
хозяйственной своей жизни общество было организованным осуществлением добра.

*

*      *

Итак, мы вкратце изложили тот круг политэкономических идей,
которые носят не только конкретно-научный, но и философский характер. Анализ
основных экономических вопросов с точки зрения философии позволяет глубже
осмыслить природу общества, прин­ципы реальной жизни людей и характер их
отношений, завязанных на их коренные потребности и интересы, без которых
немыслимо само существование людей. В связи с этим пришлось рассмотреть
основополагающие категории политической экономии, разумеется, в самых общих
чертах.

Государство — это орган проведения политики. Политика госу­дарства
прежде всего распространяется на сферу экономики, но не ограничивается ею. Она
пронизывает все сферы современной об­щественной жизни, в каждой из них
непосредственно затрагивая человека. К рассмотрению феномена политики мы и
переходим. Еще раз подчеркну, что для нормального функционирования эконо­мики
огромное значение имеет «зоркий глаз государства», его де­ликатное, но вместе с
тем настоятельное и напористое воздействие (прежде всего через систему правовых
норм) на жизнь рынка, на его стабилизацию, на его максимальное служение делу
роста как про­изводства, так и благосостояния народа.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ