Социальная справедливость как  правовая ценность :: vuzlib.su

Социальная справедливость как  правовая ценность :: vuzlib.su

70
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Социальная справедливость как  правовая ценность

.

Социальная справедливость как  правовая ценность

Право есть мера реализации свободы и в то же время, по
Аристо­телю, есть норма политической справедливости. Иначе говоря, право есть
нормативно закрепленная справедливость. Право поко­ится на идее справедливости.
По словам Гегеля, право не есть добро без блага.

Как приобретенное качество души справедливость, говорит
Аристотель, является величайшей из добродетелей (по сравнению с мужеством,
умеренностью, щедростью, великодушием и т.д.) и от­носится к предмету этики: в
данном аспекте справедливость — часть добродетели. Но у справедливости есть и
иной аспект — отношение к другим; в таком смысле справедливость представляет
всю добродетель в человеческих отношениях и относится к предмету не только
этики, но и политики. Существуют два вида справедливости: рас­пределительная и
уравнивающая. Распределительная справедливость как принцип означает деление
общих благ по достоинству, пропорциональ­но вкладу и взносу того или иного
члена общества: тут возможно как рав­ное, так и неравное наделение
соответствующими благами (властью, почестями, деньгами). Критерием уравнивающей
справедливости явля­ется арифметическое равенство, сфера применения этого
принципа — об­ласть гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания и
т. д.

Принцип справедливости гласит: не всем одно и то же, а
каждому свое, ибо для неравных равное стало бы неравным. Это и понятно. При
естественной неодинаковости людей было бы, по словам Вл. Соловьева, очень
печально, если бы все люди были духовно и физически на одно лицо. Тогда и самая
множественность людей не имела бы смыс­ла — прямое равенство между ними в их
частности или отдельности вовсе невозможно: они могут быть равны не сами по
себе, а только через одинаковое свое соотношение с чем-нибудь другим, общим и
высшим. Таково равенство всех перед законами, или гражданская рав­ноправность.
Хотя идея справедливости выражает чисто нравственное требование (в Евангелии
сказано: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте
и вы с ними» (Матф. 7, 12) и, следовательно, принадлежит к этической области,
тогда как право от­носится к сфере юридических отношений, однако между ними
суще­ствует тесная связь: если организация разумных общественных отно­шений
невозможна без правовых норм и законов, то она столь же немыслима без
нравственной сферы.

Мудрость и мужество власти, способной осуществить торжество
социальной справедливости как правовой ценности и нравственно­го императива,
власти, которая с достоинством и спокойствием может устранить все шаткое и
создать состояние прочной уверен­ности и подлинное здоровье общества, — вот что
является душой истинной демократии. Все это возможно лишь в условиях полити­ческой
свободы — этой наивысшей ценности на шкале нравствен­но-психологических,
социально-политических и правовых ценнос­тей: нормы права и законы должны
искоренять пороки и насаждать добродетели. Как отмечает К. Ясперс, когда под
угрозой политичес­кая свобода, приходится мириться со многим. Политическая
свобода всегда достигается ценой чего-то и часто ценой отказа от важных
преимуществ личного характера, ценой смирения и терпения.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ