ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории
.
Объективное и субъективное, стихийное и сознательное в
истории
Говоря о реализации закономерности в историческом процессе,
не отрицаем ли мы тем самым роли в нем субъективного фактора? Для того чтобы
ответить на этот вопрос, необходимо четко представлять себе содержание и
сущность объективного и субъективного в истории и их взаимодействие.
Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает
историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками.
Следовательно, деятельность в определенной мере уже задана объективными
условиями, не зависящими от их осознания и воли и обусловливающими в основном
характер и способ деятельности людей, направление и формы их социальной
активности. К этим условиям относится в первую очередь определенный уровень развития
производства и общественных отношений. В этом проявляется объективный фактор
истории.
Но каждое новое поколение не просто повторяет то, что
делалось их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и
интересы, осуществляет свои собственные цели. Разнообразная деятельность людей,
их живой труд и есть то, что составляет сущность субъективного фактора
истории. Субъективный фактор потому и называется так, что раскрывает
деятельность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы и
отдельные люди.
Таким образом, реальная канва истории предстает как переплетение
и взаимодействие двух факторов — субъективного и объективного. Процесс их
взаимодействия характеризуется определенной тенденцией, направленностью. Роль
субъективного фактора в истории постоянно возрастает, и это всеобщая
историческая закономерность. Необходимое условие ее реализации — разумное проявление
субъективного фактора на основе правильного и строгого учета объективных
закономерностей развития общества. При этом последнее отнюдь не означает
фатальной предопределенности — ведь в основе общественной жизни лежит активная
практически-преобразующая деятельность людей, которая регулируется их потребностями,
сознанием, волей и т.п. Она заключает в себе и порождает различные
возможности. Социальный детерминизм вовсе не отрицает свободы воли человека,
напротив, он предполагает сознательный выбор мотивов и целей деятельности.
Однако социальный детерминизм несовместим с субъективизмом и волюнтаризмом,
нередко смыкающимися с авантюризмом, ведущими, например, в практике
политической жизни либо к деспотизму, либо к анархизму. Любое нарушение законов
истории не остается безнаказанным: история жестоко мстит за это.
Из действий отдельных людей, как из бесчисленных ручейков,
образуются реки и моря исторических событий. В своей повседневной жизни люди
действуют, как правило, сознательно, преследуя определенные цели и так или
иначе предвидя последствия своих действий. Однако можно ли на основании этого
сказать, что в масштабах общества, истории совокупность их деятельности всегда
ведет к сознаваемым ими самими результатам? Нет, общий результат может быть таким,
о котором никто и не помышлял: дело делается сознательно, но далеко не все
результаты его, а особенно отдаленные, совпадают с предвидимыми. В этом смысле
и говорят о стихийности исторического процесса.
Это противоречие было подмечено выдающимся английским
экономистом А. Смитом. Четко и лаконично он описал способ его действия,
выражающий, в сущности, теперь уже с нашей точки зрения, диалектику стихийного
и сознательного в истории. Каждый отдельный человек, по Смиту, стремится
удовлетворить свои интересы, достичь своих целей; обычно он не думает при этом
об общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей. Но «в этом
случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая
совсем и не входила в его намерения… Преследуя свои собственные интересы, он
часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда
сознательно стремится делать это». «Невидимая рука» — это стихийное действие
объективных законов жизни общества. Эти законы действуют помимо воли отдельных
людей и нередко против их воли.
Социальное прогнозирование и планирование дают реальную
возможность учитывать не только непосредственные, но и более отдаленные
результаты деятельности. Но и сколь угодно развитое общество не преодолевает
стихийности в своем развитии: жизнь слишком сложна, чтобы ее можно было всю без
остатка уложить в формулы и цифры даже самых хороших планов, она непременно
вносит в них свои коррективы, свежую струю спонтанного творчества масс. Да и
надо ли преодолевать такую стихийность? Имея в виду, что в прогрессивном
развитии общества происходит как бы уменьшение доли стихийного и объективного и
увеличение удельного веса сознательного и субъективного, нельзя тем не менее
не учитывать их объективной диалектики и собственно человеческих возможностей
исторического творчества.
.