ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
О смысле истории
.
О смысле истории
Размышляя о смысле истории, К. Ясперс писал: «Мы стремимся
понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять и себя. История является
для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей
жизни. История — основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем,
если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека.
Историческое воззрение создает ту сферу, в которой пробуждается наше понимание
природы человека».
В постижении истории в ее едино-цельности у человека происходит
углубление самоосмысления: его духовный мир, приобщаясь к истории путем ее
осознания и запоминания, как бы поднимается на высокую вершину, с которой ему
становится виднее не только прошлое и не только настоящее, но в какой-то мере и
грядущее. Он не только понимает все это глубже, но и по-иному оценивает себя.
Историческое воззрение ставит перед нами зеркало, в котором мы, видя прошлое,
лучше понимаем свою собственную природу: тут и пример для подражания, и укор
нашей совести, и призыв к покаянию и к подвигу, к самосовершенствованию.
Ф. Ницше говорит: шаг за шагом мы боремся с исполином — случаем,
и человечеством до сих пор правит бессмыслие! Можно согласиться с Ницше,
ограничив обобщенную категоричность его утверждения. Да, в истории много
бессмысленного, иррационального, даже нелепого и, более того, просто
омерзительного. Но сводится ли все в истории к бессмыслию? Такой вывод был бы
неверным. В истории много и исключительно не просто разумного, но и гениального.
И еще о смысле истории. Мудрость веков гласит: история учит
нас тому, что у нее непременно нужно учиться. Для человека и общества важна
сама возможность извлекать из прошедшего уроки на будущее, что позволяет нам
осмыслить ход исторической жизни человечества и тем самым наметить философскую
концепцию истории. Для этого необходимо знание прошлого соединить с тем, что
нам открывает современная эпоха по отношению как к прошлому, так и к будущему.
Сделать это возможно, только принимая во внимание историю всего человечества,
а не какой-либо группы народов или стран. И в заключение: решение вопроса о
смысле истории, подобно вопросу о смысле нашего личного бытия в мире, может
лишь несколько приблизить нас к крайней грани нашего понимания, но за ее
пределами, тем более в безбрежной дали времени, для нас все окутано
непроницаемой мглой.
.