ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Социальная психология и идеология
.
Социальная психология и идеология
Соотношение между обыденным и теоретическим уровнями сознания
по-особому трансформируется в соотношении между общественной психологией и
идеологией. Общественная психология есть частичный аналог обыденного уровня
сознания, в котором представлены разнообразные научные и ненаучные взгляды и
оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы,
причудливые образы фантазии и логика здравого смысла.
Идеология — это неполный ценностный аналог теоретического
уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии (в теории —
объективно) дается систематизированная оценка социальной действительности и
осуществляется ее жизнеустроение. Вопреки распространенному мнению, что
идеология возникла в эпоху политических движений XVIII в., думается, что она
появилась одновременно с государством и политическими партиями. Отстаивая свои
интересы, они генерировали соответственно им социальные идеи. В идеологии
аккумулируется социальный опыт общественных групп, классов, формулируются их
социально-политические задачи и цели, выстраивается система авторитетных
идеалов. Существенным свойством идеологии как специфической формы сознания выступает
то, что она отражает действительность не так целостно-непосредственно, как
общественная психология, а опосредствованно, вырабатывая свой категориальный
инструментарий, который в силу присущей ему абстрактности как бы дальше отходит
от действительности, вследствие чего возникает опасность самозамыкания идеологии,
впадения в схоластическое теоретизирование.
Идеология может быть иллюзорной и лживой, прогрессивной и
реакционной, гуманной и человеконенавистнической. Все зависит от ее конкретного
содержания и социально-исторического контекста, ее породившего, питающего и
внедряющего в сознание народных масс. Но идеология — это всегда диктат группы в
отношении личности и общества, в отношении его групп и личностей. Этот диктат
может превращаться в сознательную жизненную позицию тех, на кого он
распространяется, но изначально это всегда воздействие «сверху». Особенно
сильным оружием идеология является в руках власти. Например, коммунистическая
идеология, утверждая высокие принципы социальной справедливости, в конечном
счете выродилась (особенно в период жестоких, антигуманных форм бытия) в
пагубную для общества и личности форму мифологии, резко отрицательно сказавшись
на всех формах общественного сознания, прежде всего на общественных науках,
литературе и искусстве, на философии, превратившихся в апологетику уродливых
форм социального бытия.
Приведем такой аналог с наукой: там, где наука строит
гипотезы, идеология в некоторых ее проявлениях может строить произвольные
конструкции, выдавая их за реальное отражение действительности. Вот почему
общественная психология и идеология могут одни и те же явления действительности
отражать по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии
приводит к дестабилизации общественной психологии, к ее дисгармонии и расшатыванию.
Термин «идеология» употребляется в двух сущностно разных
смыслах. Первый смысл определяется этимологией самого слова «идеология». Его
корнем является «идея». Отсюда и употребление термина «идеология» в значении
руководящей идеи, своего рода стержня, замысла того, что мы хотим осуществить.
Применительно к политике слово «идеология» имеет смысл системы
политических верований и убеждений, ориентированных на определенные пути
завоевания власти. Тут имеют место и предвзятые ходы мысли, и ложные идеи,
как, например, в идеологии фашистских и всякого рода экстремистских партий и
движений. В этом смысле идеология выступает как совокупность всех мыслимых
средств для достижения какой-либо цели. Свое фиксированное выражение
политическая идеология получает прежде всего в программах и уставах
политических партий, в конституциях государств, теоретических трудах
политических и государственных деятелей. Здесь идеология тесно связана с таким
феноменом, как политическое сознание.
.