ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Общее понятие культуры
.
Общее понятие культуры
Мы завершаем эту тему анализом культуры, потому что она
схватывает в некую едино-цельную систему всю духовную жизнь общества.
Рассмотренные ранее «срезы» духовной жизни общества — это феномены именно
духовной культуры, поэтому мы и анализируем ее как своего рода подведение итога
этой темы, вместе с тем кратко выявляя сущность самой культуры в целом.
Отдельные ее формы будут рассмотрены в следующей теме.
Деятельность человека, на какие бы виды она ни
подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных,
либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по
способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению.
Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания,
умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от
поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что
противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и
созданное трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру.
К материальной культуре относятся прежде всего средства
производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия.
Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов,
которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня
практического овладения человеком природой.
К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее
достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние
просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения
людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень
развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной
составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура проявляет
себя в «вещной» форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения,
скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и
является культурой.
Таким образом, культура охватывает все достижения человечества
в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не
только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в
навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и
теоретическими задачами.
Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое
новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире
материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями.
Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому
поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной
культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения
другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во
взрослого, по-взрослому мыслящего человека, толь ко приобщаясь к культуре. Если
человек создает культуру, то культура создает человека.
Культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей,
созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование
человечеством для улучшения своей жизни. Общество осуществляет воспроизводство
и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства
культуры. Овладение вещественной и духовной культурой заключается в усвоении
приемов оперирования вещами, словами и мыслями.
Культура — это не только результат человеческой
деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы
поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы
проявления своих чувств, а также уровень мышления.
.