ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Несколько предварительных замечаний
.
Несколько предварительных замечаний
В свое время мы учили в школе русский язык как свод
незыблемых правил. Попавшим в языковые институты пришлось сразу же отбросить
такое отношение: первое, что они узнали и в чем наглядно убедились, — это то,
что язык — живой, развивающийся организм. Другие столкнулись с этим в ходе
своей жизнедеятельности.
Аналогичная картина и с философскими направлениями — они
также меняются, границы между ними условны, а гносеологические переклички и
пересечения неизбежны.
Большую роль в усилении неопределенности играет и познавательная
традиция: одного философа его комментаторы могут относить к разным
направлениям, а одно и то же направление называть разными именами. Н. Бердяева
относят и к русским религиозным: (философам, и к экзистенциалистам, и к
персоналистам, а древнегреческую школу с наиболее известным представителем
Фалесом называют то милетской, то ионийской. И это не какая-то небрежность. Тот
же Бердяев занимался проблемами, входящими в круг всех трех указанных
направлений.
Впрочем, сложности на этом не заканчиваются. Есть еще как минимум
четыре:
• одна крупная школа может включать ряд более мелких (современная
западная христианская философия включает десятки таких школ и направлений);
• исследователи могут спорить о содержании учения той или
иной школы, о периодизации, вообще о ее существовании и т.п., т.е. в учебном
материале всегда присутствует субъективный момент;
• философские школы могут пересекаться как в направлениях
своих исканий, так и в результатах;
• есть отдельные фигуры в истории философии, которых трудно
отнести к какой-либо школе. Они сами — школы, правда, без
«учителей»-единомышленников, которые хотя бы близко подходили по уровню
философствования к «директору» такой «частной школы». Такие гиганты входят в
историю философии не по названию созданного ими философского направления, а по
хронологии. Для примера можно назвать несколько фигур из разных эпох, таких как
Сократ, Мейстер Экхарт, Спиноза, все немецкие классики, Фейербах. Их идеи не
умирали, использовались, но не на том уровне, не в той системе, гораздо позже и
для других целей.
В утешение любителям строгой однозначности можно напомнить,
что правилами русского языка, преподанными нам в школе, мы успешно пользуемся
до конца наших дней, хотя иногда и попадаем впросак. То же касается и
философских направлений. В основном они довольно устоявшиеся и общепринятые.
Но если вы увидите, например, герменевтика Шлейермахера среди немецких романтиков,
а философского антрополога Тейяра де Шардена среди неотомистов — не
удивляйтесь, а вспомните, о чем мы вас здесь предупредили.
Наконец, в помощь всем предлагаем следующую
сравнительно-историческую таблицу (конечно, весьма условную):
Направления, школы, направленность философствования |
Примерная хронология |
Представители |
ДОМИФОЛОГИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (до VII в. до н.э.) |
||
МИФОЛОГИЯ — Гомер, Гесиод (VII-VI вв. до н.э.) |
||
АНТИЧНОСТЬ (VII в. до н.э. — III в. н.э.) |
||
ДОСОКРАТИКИ |
До IV в. до н.э. |
Фалес, Гераклит, Пифагор, Парменид, Эмпедокл, Протагор |
Ранний эллинизм (IV в. до н.э. — I в. н.э.) |
||
КИНИЗМ |
IV — III вв. до н.э. |
Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.), Диоген (ок. 400 — |
ГЕДОНИЗМ (ЭПИКУРЕИЗМ) |
III — II вв. до н.э. |
Эпикур (341—270 до н.э.) |
СКЕПТИЦИЗМ |
III — II вв. до н.э. |
Пиррон (360—270 до н.э.) |
СТОИЦИЗМ |
III в. до н.э. — III в. н.э. |
Зенон Китионский (333—262 до н.э.), Клеанф, Хрисипп; Панеций, Посидоний (ок. 135—51 до н.э.); Цицерон (106—43 до н.э.), Сенека (5 до н.э. — 65 н.э.), Эпиктет (50—140), Марк Аврелий (121—180) |
Поздний эллинизм (I— III вв. н.э.) |
||
НЕОПЛАТОНИЗМ |
II — III вв. н.э. |
Плотин (ок. 205 — ок. 270), Порфирий (ок. 233 —ок. 304) |
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (IV—XIII вв.) |
||
ПАТРИСТИКА |
I — VIII вв. |
Августин Блаженный (354—430), Василий Великий (ок. Тертуллиан (ок. 160 — после 220), Иоанн Дамаскин (ок. 675 |
БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ |
XI — XII вв. |
Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980—1037), Ибн Рушд (Аверроэс) (1126—1198), Маймонид (1135—1204) |
СХОЛАСТИКА |
IX — XV вв. |
Эриугена (ок. 810 — ок. 887), Бонавентура (1221—1274), Альберт Великий (1193—1280), И. Росцеллин (1050—1125), П. Абеляр (1079—1142), Ансельм Кентерберийский (1033—1109) |
Томизм |
XII — XV вв. |
Фома Аквинский (1225(6) —1274) |
Реализм |
IX — XIII вв. |
Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 887), Фома Аквинский (1225(6)—1274), Ансельм Кентерберийский (1033—1109) |
Номинализм |
XI — XII вв. |
И. Росцеллин (1050—1125), П. Абеляр (1079—1142) |
МИСТИЦИЗМ |
XIII — XIV вв. |
Мейстер Экхарт (1260—1327) |
ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) (XIV—XVII вв.) |
||
ГУМАНИЗМ |
Дж. Савонарола (1452—1498), Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело (1475—1564), Эразм Роттердамский (1469—1536), Н. Макиавелли (1469—1527), Т. Мор (1478—1535), М. Монтень (1533—1592), Николай Кузанский (1401—1464), Пико делла Мирандола (1463—1494), Я. Беме (1575—1624) и др. |
|
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI—XVIII вв.) |
||
ЭМПИРИЗМ (СЕНСУАЛИЗМ) |
XVI — XVII вв. |
Ф. Бэкон (1561—1626), Т. Гоббс (1588—1679), Дж. Локк (1632—1704), Б. Паскаль (1623—1662) |
РАЦИОНАЛИЗМ |
XVI — XVIII вв. |
Р. Декарт (1596—1650), Г. Лейбниц (1646—1716), Б. Спиноза (1632—1677) |
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ |
XVII — XVIII вв. |
Дж. Беркли (1685—1753) |
АГНОСТИЦИЗМ |
XVIII в. |
Д. Юм (1711—1776) |
ПРОСВЕЩЕНИЕ (XVIII в.) |
||
КУЛЬТ РАЗУМА |
Вольтер (1694—1778), Ж.Ж. Руссо (1712—1778), Д. Дидро (1713—1784), П. Гольбах (1723—1789), III. Монтескье (1689—1755) и др. |
|
РОМАНТИЗМ (XVIII—XIX вв.) |
||
КУЛЬТ ЧУВСТВА |
Ф. Шлегель (1772—1829), Ф. Шлейермахер (1768—1834), Ф. Шиллер (1759—1805) |
|
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII—XIX вв.) |
||
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ |
И. Кант (1724—1804), Г.В.Ф. Гегель (1770—1831), И.Г. Фихте (1762—1814), Ф.В.Й. Шеллинг (1775—1854) |
|
ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX в. |
||
МАТЕРИАЛИЗМ |
К. Маркс (1818—1883), Ф. Энгельс (1820—1895) |
|
АНТРОПОЛОГИЯ |
Л. Фейербах (1804—1872) |
|
ИРРАЦИОНАЛИЗМ |
А. Шопенгауэр (1788—1860) |
|
ПОЗИТИВИЗМ |
О. Конт (1798—1857) |
|
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ |
Ф. Ницше (1844—1900), С. Кьеркегор (1813—1855) |
|
ПРАГМАТИЗМ |
Ч. Пирс (1839—1914), У. Джемс (1842—1910), Дж. Дьюи (1859—1957) |
|
ФИЛОСОФИЯ XX в. |
||
НЕОКАНТИАНСТВО |
Э. Кассирер (1874—1945), Г. Коген (1842—1918) |
|
ГЕРМЕНЕВТИКА |
Ф. Шлейермахер (1768—1834), В. Дильтей (1833—1911), Г.Х. Гадамер |
|
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ |
М. Шелер (1874—1928), П. Тейяр де Шарден (1881—1955) |
|
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ |
Б. Рассел (1872—1970), Л. Витгенштейн (1889—1951), О. Нейрат (1882—1945), Р. Карнап (1891—1970), Дж. Мур (1873—1958) |
|
ПСИХОАНАЛИЗ (ФРЕЙДИЗМ) |
3. Фрейд (1856—1939) |
|
НЕОФРЕЙДИЗМ |
К.Г Юнг (1857—1961), Э. Фромм, Ж.П. Сартр (1905—1980), П. Рикер (р. 1913), Ю. Хабермас (р. 1929) |
|
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ |
А. Бергсон (1859—1941), В. Дильтей (1833—1911), О. Шпенглер (1880—1936), X. Ортега-и-Гассет (1883—1955) |
|
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ |
Э. Гуссерль (1859—1938) |
|
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ |
К. Ясперс (1883—1969), М. Хайдеггер (1889—1976), А. Камю (1913—1960), Ж.П. Сартр (1905—1980), С. де Бовуар, Н. Бердяев (1874—1948), Г. Марсель (1889—1973), Л. Шестов (1866—1938), М. Бубер (1878—1965) |
|
ПЕРСОНАЛИЗМ |
Н. Бердяев (1874—1948), Л. Шестов (1866—1938), Н. Лосский (1870—1965) |
|
ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ |
||
Неотомизм |
П. Тейяр де Шарден (1881—1955), А. Швейцер (1875—1965), Э.А. Жильсон, П. Маритен (1882—1973) |
|
Религиозный персонализм |
Н. Бердяев (1874—1948), Ж. Лакруа, Э. Мунье, Дж. Рейс |
|
Протестантизм |
К. Барт (1886—1968), Р. Нибур (1892—1971), Д. Бонхеффер, Р. Бультман, П. Тиллих (1886—1965), Ю. |
|
Религиозный экзистенциализм |
К. Ясперс (1883—1969), Г. Марсель (1889—1973), Н. Бердяев (1874—1948), Л. Шестов (1866—1938), М. Бубер (1878—1965) |
|
КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ |
К. Поппер (1902—1994), И. Лакатос (1922—1974), П. Фейерабенд |
|
СТРУКТУРАЛИЗМ |
К. Леви-Строс, Ж. Лакан, Р. Барт, М. Фуко |
|
ПОСТМОДЕРНИЗМ |
Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Батай, Р. Ротри, Ж.-Ф. Лиотар, Ф. |
.