ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Л
.
Л
ЛАБРИОЛА Антонио (1843—1904) — последователь марксизма в
Италии.
ЛАКАН Ж. — современный французский философ-структуралист.
ЛАКАТОС Имре (1922—1974) — современный английский философ,
представитель критического рационализма. Занимался философскими проблемами
науки, критик неопозитивистской концепции науки.
ЛАНДМАН М. — представитель современной философской
герменевтики.
ЛАФАРГ Поль (1842—1911) — последователь революционного
марксизма во Франции.
ЛЕВИ-СТРОС Клод — французский этнолог-структуралист XX в.,
создатель концепции структурной антропологии, наибольшее внимание уделил
исследованиям мифологического мышления, стремясь показать наличие общей
структуры в мифах различных племен и народностей. По Леви-Стросу,
мифологическое и научное мышление подчинены единой логике.
ЛЕВКИПП — полулегендарный древнегреческий философ, один из
родоначальников (с Демокритом), атомизма.
ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646—1716) — немецкий философ и
ученый. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад, —
духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью,
находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и
сознанию.
Бог возвышается над телесным миром, являясь его «виновником
и господином». Единство и согласованность монад есть результат Богом
«предустановленной гармонии». Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные
представления (в таком состоянии находится неорганический мир и растительное
царство); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека —
ясного понимания, осмысления. С одной стороны, признавая основным свойством
монад деятельную силу, а с другой — защищая идею Бога-творца, Лейбниц через
теологию подходит к принципу диалектики.
Одной из вершин философского наследия Лейбница является его
учение об индивидуальности, неповторимости монад, каждая из которых отражает
весь универсум, является «зеркалом Вселенной».
Лейбниц — один из зачинателей современной символической и
математической логики.
ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) Владимир Ильич (1870—1924) — прежде всего
политический деятель, который по-своему осмыслил и развил марксизм для
свершения революции в России. Ленин претендовал на развитие теории марксизма,
но скорее ленинизм есть приспособление (а нередко и искажение) учения Маркса и
Энгельса для нужд революционной практики.
ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831—1891) — русский религиозный
философ и публицист, поздний славянофил. В противоположность буржуазному
либерализму выдвигал идею византизма, включающую церковность, монархизм,
сословность и т.п. Сторонник союза России со странами Востока.
ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим (1729—1781) — немецкий драматург и
теоретик искусства эпохи Просвещения, сыграл большую роль в развитии немецкой
философской культуры.
ЛОКК Джон (1632—1704) — английский философ, последователь Ф.
Бэкона и Т. Гоббса. Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что
все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми
идеями. Голова новорожденного — чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь
рисует свои узоры — знание. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении,
— основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей
на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт
(рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее
проявления. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк
признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той
или иной деятельности.
Он выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное
(чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное
знание через умозаключение, например, через сравнение и отношение понятий;
высший вид — интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом
соответствия и несоответствия идей друг другу.
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711—1765) — гениальный русский
ученый-энциклопедист. В области философии был атомистом, развивая идеи
«корпускулярной философии». Материю он понимал как состоящую из мельчайших
частиц — атомов, образующих более сложные формы — корпускулы (или молекулы),
которые, сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все
многообразие видимого в природе. Эта его концепция атомизма лежит в основе
«полной системы природы». Из идеи единства мира вытекает и его идея о всеобщей
взаимосвязи и развитии в природе, что свидетельствует о наличии в его взглядах
элементов диалектики.
Занимаясь естественными науками, Ломоносов придавал
первостепенное значение опыту. Но опыт как метод познания был для него лишь
основой достоверности; для того же, чтобы извлечь из опыта истину, обобщить
экспериментальные данные и на этой основе разработать новый закон природы,
необходима аналитическая и синтетическая деятельность разума. Поэтому в ходе
познания ученый должен выдвигать гипотезы в качестве предварительного логического
объяснения опытных данных. Лишь подтвержденная опытом гипотеза приводит к
истинной теории. Итак, метод познания Ломоносова таков: от опыта через
гипотезы к установлению строгой научной теории.
В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции
примирения научного и религиозного объяснения мира, был деистом, считая Бога
главным «архитектором» мироздания. По проблемам социальной жизни придерживался
просветительских взглядов.
ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893—1988) — философ, филолог,
автор ряда фундаментальных работ по античной эстетике, логике, языковедению,
переводчик философской и художественной литературы с древних языков. В
философии Лосева развиваются платоновско-гегелевская линия диалектического
мировоззрения, традиция православия и русской философии, используется
феноменологический метод Э. Гуссерля.
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870—1965) — русский философ-интуитивист,
в своих работах особое внимание уделял вопросам гносеологии.
ЛУКРЕЦИЙ КАР (I в. до н.э.) — римский поэт, философ и
просветитель, один из выдающихся эпикурейцев. Как и Эпикур, он не отрицает
существования богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в междумировых
пространствах в блаженном покое. Весьма любопытно, что атомы у Лукреция — не
совсем то, что у Эпикура: они — не предел делимости, а своего рода творческие
начала, из которых создается конкретная вещь со всей ее структурой, т.е. атомы
— это материал для природы, предполагающей какой-то вне их находящийся
творческий принцип.
Философ отрицает усовершенствования материальной обстановки
жизни, которые, не увеличивая в конечном счете суммы получаемых людьми
наслаждений, служат новым предметом стяжательства. Он верит в человеческий
разум, овладевающий вершинами знаний и искусства.
.