Ф :: vuzlib.su

Ф :: vuzlib.su

87
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Ф

.

Ф

ФАЛЕС из Милета (ок. 625—547 до н.э.) — родоначальник
европейской науки и философии; математик, астроном и политический деятель,
пользовавшийся большим уважением сограждан.

Фалес произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею
субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в едино-сущее и
усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Фалес впервые
попытался найти физическую основу бытия без посредства мифов. Тем самым он
положил начало естественному объяснению природы.

Фалес стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по
которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее — само по себе движущееся,
а вместе с тем и одушевленное. Он полагал, что душа раз­лита во всем сущем.

ФЕДОРОВ Николай Федорович (1828—1903) — русский философ,
выдвинул идею «всеобщего спасения». Отрицал неизбежность смер­ти, считал, что
человек собственными силами и активными дейст­виями способен ее преодолеть.

ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804—1872) — немецкий философ, создатель
одного из вариантов антропологического материализма. Рассматри­вал идеальное
как производное от определенного уровня организа­ции материального. Характерной
чертой его материализма был ан­тропологизм, заключающийся в понимании человека
как высшего продукта природы, рассмотрении его в неразрывном единстве с ней.
Однако природная сторона в человеке Фейербахом гипертрофиро­валась, а
социальная — недооценивалась.

Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выра­женная
в концептуальном афоризме: «Не Бог создал человека, а че­ловек создал Бога».
Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил,
которым он придал потусто­ронний, отчужденный от самого человека смысл.

Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и
любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в брачных от­ношениях,
Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать
теорию общества, в котором царст­вовали бы любовь и справедливость.

ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762—1814) — один из представителей
немецкой классической философии. Пафос его позиции заключается в выведении
всего содержания знания, т.е. теории и практики, из деятельности нашего Я. Для
Фихте подлинная реальность — един­ство субъекта и объекта; мир — это
«субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Фихте конструирует
«субъективный субъект-объект». Он полагает возможным и воображаемое, и реально
суще­ствующее объявить одинаково реальными. Критерий такой реаль­ности в
субъекте.

Фихте определяет действительность как то, что отрывает тебя
от самого себя и наполняет данный момент твоей жизни. Это и есть начало и
истинный фокус всей философии и жизни. Придя к такому общему определению
действительности, нельзя отождествлять то, что вызвано действием человека в
области воображения с тем, что непосредственно не зависит от него. Так
получаются два ряда дей­ствительности: одна создает сама себя, другая возникает
в резуль­тате творческого акта сознания того, кому нужно ее существование.
Отсюда течение всей объективной реальности рассматривается как ее возможное
осознание человеком: реальное существует только в связи с жизнью человека.
Фихте отвлекается от объективной реаль­ности, занимаясь исследованием
«реального» только как факта со­знания, как «внутреннего чувства» и «функции
души».

Существенный интерес представляют этические воззрения Фихте.
Исходя из факта множественности самоопределяющихся су­ществ, он сформулировал
условия их совместного существования, которые заключаются в добровольном
ограничении свободы каж­дого лица: это ограничение возможно, если каждому
предоставлены права свободного телесного и духовного развития и права собствен­ности,
выводимые из воздействия свободы на природу. Государство, по Фихте, есть гарант
реализации права.

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882—1943) — русский рели­гиозный
философ, ученый-энциклопедист.

Флоренский искал для себя опору в православном сознании и
развивал свои философские взгляды в пределах религиозного со­знания. Космология
у Флоренского развертывается в систему фило­софии и облекается богословскими
данными. Решая проблему все­единства, Флоренский подчеркивает живое единство
Космоса как тайну природного бытия.

Для Флоренского природа — не феномен, не система «явлений»,
а подлинное реальное бытие с бесконечной мощью сил, действую­щих в ней же, а не
извне. Лишь в христианстве (как особо подчер­кивает Флоренский, всякое
мировоззрение вне христианства акосмично) природа является не мнимым, не
феноменальным бытием, не «тенью» какого-то иного бытия, а живой реальностью.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226—1274) — центральная фигура
средневековой философии позднего периода, выдающийся фило­соф и богослов,
систематизатор ортодоксальной схоластики, осно­ватель одного из двух
господствующих ее направлений — томизма. Исходным принципом учения Фомы
является божественное откро­вение. Он разграничивает области философии и
теологии: предме­том первой являются «истины разума», а второй — «истины откро­вения».
В силу того что конечным объектом той и другой и источ­ником всякой истины
является Бог, не может быть принципиально­го противоречия между откровением и
правильно действующим ра­зумом, между теологией и философией. Однако не все
«истины от­кровения» доступны рациональному доказательству. Философия на­ходится
в услужении у богословия.

Исходя во многом из учения Аристотеля, Фома аквинский
рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чис­тую форму»,
«чистую актуальность». Сущность всего телесного за­ключается в единстве формы и
материи. Фома канонизировал хрис­тианское понимание соотношения идеального и
материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка»)
с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабей­шим видом бытия»).
Слияние первопринципа формы и материи рождает мир индивидуальных явлений.

Индивидуальность человека — это личностное единство души и
тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого ор­ганизма. Душа
нематериальна и самосуща: она — субстанция, обре­тающая свою полноту лишь в
единстве с телом. Личность для Фомы Аквинского — самое благородное во всей
разумной природе. Он при­держивался идеи бессмертия души.

Основополагающим принципом познания он считал реальное
существование всеобщего. По его мнению, всеобщее существует троя­ко: «до вещей»
(в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего),
«в вещах», получив конкретное осу­ществление, и «после вещей» — в мышлении
человека в результате операций абстрагирования и обобщения. Человеку присущи
две способности познания — чувство и интеллект. Познание начинается с
чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспри­нимается не все
бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется субъекту. При вхождении в душу
познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в
качестве «вида». «Вид» предмета является его познаваемым образом. Вещь
существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве
образа.

В своих этических воззрениях Фома Аквинский опирался на
принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе, о Боге как
абсолютном благе и о зле как лишенности блага. Зло являет собой лишь менее
совершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной
осуществлялись все ступени совершенст­ва. Важнейшей идеей в этике томизма
является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель
человеческих уст­ремлений.

ФУКИДИД (ок. 460—400 до н.э.) — древнегреческий историк.
Выдвинул идею повторяемости исторических явлений, обусловленной неизменностью
«человеческой природы», которой, по Фукидиду, свойственны стремление к
преобладанию и жажда власти, но наряду с этим и жажда свободы.

ФУКО Мишель Поль (р. 1926) — современный французский философ-структуралист,
создатель концепции «археологии знания».

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяРегистрация ИП
    Следующая статьяГ. В. ЛЕЙБНИЦ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ