ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Ф
.
Ф
ФАЛЕС из Милета (ок. 625—547 до н.э.) — родоначальник
европейской науки и философии; математик, астроном и политический деятель,
пользовавшийся большим уважением сограждан.
Фалес произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею
субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в едино-сущее и
усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Фалес впервые
попытался найти физическую основу бытия без посредства мифов. Тем самым он
положил начало естественному объяснению природы.
Фалес стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по
которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее — само по себе движущееся,
а вместе с тем и одушевленное. Он полагал, что душа разлита во всем сущем.
ФЕДОРОВ Николай Федорович (1828—1903) — русский философ,
выдвинул идею «всеобщего спасения». Отрицал неизбежность смерти, считал, что
человек собственными силами и активными действиями способен ее преодолеть.
ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804—1872) — немецкий философ, создатель
одного из вариантов антропологического материализма. Рассматривал идеальное
как производное от определенного уровня организации материального. Характерной
чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека
как высшего продукта природы, рассмотрении его в неразрывном единстве с ней.
Однако природная сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а
социальная — недооценивалась.
Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная
в концептуальном афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога».
Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил,
которым он придал потусторонний, отчужденный от самого человека смысл.
Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и
любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях,
Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать
теорию общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость.
ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762—1814) — один из представителей
немецкой классической философии. Пафос его позиции заключается в выведении
всего содержания знания, т.е. теории и практики, из деятельности нашего Я. Для
Фихте подлинная реальность — единство субъекта и объекта; мир — это
«субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Фихте конструирует
«субъективный субъект-объект». Он полагает возможным и воображаемое, и реально
существующее объявить одинаково реальными. Критерий такой реальности в
субъекте.
Фихте определяет действительность как то, что отрывает тебя
от самого себя и наполняет данный момент твоей жизни. Это и есть начало и
истинный фокус всей философии и жизни. Придя к такому общему определению
действительности, нельзя отождествлять то, что вызвано действием человека в
области воображения с тем, что непосредственно не зависит от него. Так
получаются два ряда действительности: одна создает сама себя, другая возникает
в результате творческого акта сознания того, кому нужно ее существование.
Отсюда течение всей объективной реальности рассматривается как ее возможное
осознание человеком: реальное существует только в связи с жизнью человека.
Фихте отвлекается от объективной реальности, занимаясь исследованием
«реального» только как факта сознания, как «внутреннего чувства» и «функции
души».
Существенный интерес представляют этические воззрения Фихте.
Исходя из факта множественности самоопределяющихся существ, он сформулировал
условия их совместного существования, которые заключаются в добровольном
ограничении свободы каждого лица: это ограничение возможно, если каждому
предоставлены права свободного телесного и духовного развития и права собственности,
выводимые из воздействия свободы на природу. Государство, по Фихте, есть гарант
реализации права.
ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882—1943) — русский религиозный
философ, ученый-энциклопедист.
Флоренский искал для себя опору в православном сознании и
развивал свои философские взгляды в пределах религиозного сознания. Космология
у Флоренского развертывается в систему философии и облекается богословскими
данными. Решая проблему всеединства, Флоренский подчеркивает живое единство
Космоса как тайну природного бытия.
Для Флоренского природа — не феномен, не система «явлений»,
а подлинное реальное бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, а не
извне. Лишь в христианстве (как особо подчеркивает Флоренский, всякое
мировоззрение вне христианства акосмично) природа является не мнимым, не
феноменальным бытием, не «тенью» какого-то иного бытия, а живой реальностью.
ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226—1274) — центральная фигура
средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов,
систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух
господствующих ее направлений — томизма. Исходным принципом учения Фомы
является божественное откровение. Он разграничивает области философии и
теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения».
В силу того что конечным объектом той и другой и источником всякой истины
является Бог, не может быть принципиального противоречия между откровением и
правильно действующим разумом, между теологией и философией. Однако не все
«истины откровения» доступны рациональному доказательству. Философия находится
в услужении у богословия.
Исходя во многом из учения Аристотеля, Фома аквинский
рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чистую форму»,
«чистую актуальность». Сущность всего телесного заключается в единстве формы и
материи. Фома канонизировал христианское понимание соотношения идеального и
материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка»)
с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»).
Слияние первопринципа формы и материи рождает мир индивидуальных явлений.
Индивидуальность человека — это личностное единство души и
тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа
нематериальна и самосуща: она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в
единстве с телом. Личность для Фомы Аквинского — самое благородное во всей
разумной природе. Он придерживался идеи бессмертия души.
Основополагающим принципом познания он считал реальное
существование всеобщего. По его мнению, всеобщее существует трояко: «до вещей»
(в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего),
«в вещах», получив конкретное осуществление, и «после вещей» — в мышлении
человека в результате операций абстрагирования и обобщения. Человеку присущи
две способности познания — чувство и интеллект. Познание начинается с
чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не все
бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется субъекту. При вхождении в душу
познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в
качестве «вида». «Вид» предмета является его познаваемым образом. Вещь
существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве
образа.
В своих этических воззрениях Фома Аквинский опирался на
принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе, о Боге как
абсолютном благе и о зле как лишенности блага. Зло являет собой лишь менее
совершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной
осуществлялись все ступени совершенства. Важнейшей идеей в этике томизма
является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель
человеческих устремлений.
ФУКИДИД (ок. 460—400 до н.э.) — древнегреческий историк.
Выдвинул идею повторяемости исторических явлений, обусловленной неизменностью
«человеческой природы», которой, по Фукидиду, свойственны стремление к
преобладанию и жажда власти, но наряду с этим и жажда свободы.
ФУКО Мишель Поль (р. 1926) — современный французский философ-структуралист,
создатель концепции «археологии знания».
.