ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
2.3.1. Микрокоммуникация
.
2.3.1. Микрокоммуникация
В таблице 2.1 представлены 7 форм микрокоммуникации, где
индивидуальная личность выступает в качестве активного реципиента (подражание)
или активного коммуниканта (диалог, управление); в качестве же коммуникационных
партнеров могут быть либо другой индивид, либо социальная группа, либо массовая
совокупность (общество в целом). Содержание микрокоммуникации достаточно
очевидно; на межличностном уровне — это либо усвоение форм поведения, умений,
внешних атрибутов выбранного образца для подражания — копирование образца,
либо обмен идеями, доводами, предложениями между собеседниками — дружеская или
деловая беседа, либо указания для исполнения их подчиненному — команда. На
групповом уровне возможны референция (то же подражание, но не отдельному человеку,
а социальной группе, с которой индивид желает себя идентифицировать, например
подражание купцов дворянскому сословию или «новых русских» аристократам духа;
отметим, что встречается отрицательная референция, когда человек сознательно
избегает признаков отвергаемой им группы) или руководство коллективом —
менеджмент, организация, лидерство в группе; наконец на массовом уровне
коммуникационные действия служат для социализации — освоения человеком
общепринятых в данном обществе норм, верований, идеалов, чтобы «быть как все»,
и авторитаризма, т. е. деспотического управления массами подвластных людей
(абсолютизм, тирания, самодержавие — политические формы авторитаризма).
Заметим, что диалогические отношения индивида с группой или массой
исключаются, потому что диалог возможен только между равноуровневыми
партнерами. Имитация дружеской беседы генерала с солдатами не в счет, ибо это
«квазидиалог».
Возникает практически важный вопрос: можно ли научиться
микрокоммуникации? Этот вопрос чрезвычайно значим для педагогов, деловых, людей
(бизнесменов), менеджеров, политиков, которые по сути дела являются профессионалами
микрокоммуникациоиного общения. Интересует этот вопрос и людей, желающих иметь
успех в обществе, достигать эффектного самовыражения и одобрения публики.
Существует множество остроумных и занудных советов, рекомендаций, правил,
например: молчи или говори что-нибудь получше молчания; употребляй расчетливо
слова, не даром рот один, а уха два; сила речи состоит в умении выразить
многое в немногих словах; люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто
всех громче говорит и т. п.
Со времен античности развивается риторика — учение о
красноречии, освещенное авторитетом Платона и Аристотеля, в XX веке в качестве
научной дисциплины оформилась стилистика, изучающая языковые нормы и области их
применения, в учебных заведениях стали преподавать культуру речи, а менеджеров
и политиков начали обучать правилам делового общения, социальной
конфликтологии и искусству ведения споров. Нет недостатка в методических
рекомендациях. Приведем некоторые из них.
• Не совершай непонятных речевых актов; смысл речи должен
быть ясным для слушающих.
• Не совершай неискренних речевых актов; речь должна
соответствовать реальным мыслям, намерениям, переживаниям говорящего.
• Будь последователен и следи, чтобы последующие речевые
акты были логически связаны с предыдущими.
• Речь должна быть целенаправленной, у оратора должен быть
замысел, реализуемый в речи и т. д.
Особенно много полезных советов касается невербальных
средств микрокоммуникации: жесты, мимика, позы, расстояние между собеседниками,
громкость и интонация произнесения речи. Однако знакомство с потоками учебной,
научной и практической литературы приводит к однозначному выводу:
микрокоммуникационную деятельность нельзя «выучить» по книжкам, здесь нет
готовых рецептов, потому что она представляет собой искусство, т. е.
творчески-продуктивную, игровую, а не репродуктивно-ритуальную деятельность.
Успех всякого устного выступления или письменного сообщения зависит прежде
всего от способностей и талантов их авторов. Допустим, можно вызубрить «Письма
к сыну» английского аристократа Филиппа Честерфилда (1694—1773) или проштудировать
бестселлеры удачливого бизнесмена Дейла Карнеги (1888—1955), но это не
гарантирует духовной свободы, умения «завоевывать друзей и оказывать влияние на
людей» или уверенности в публичных выступлениях. Тем не менее очень полезно
познакомиться с этими классическими произведениями.
.