2.3.1. Микрокоммуникация :: vuzlib.su

2.3.1. Микрокоммуникация :: vuzlib.su

42
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2.3.1. Микрокоммуникация

.

2.3.1. Микрокоммуникация

В таблице 2.1 представлены 7 форм микрокоммуни­кации, где
индивидуальная личность выступает в каче­стве активного реципиента (подражание)
или активно­го коммуниканта (диалог, управление); в качестве же коммуникационных
партнеров могут быть либо другой индивид, либо социальная группа, либо массовая
сово­купность (общество в целом). Содержание микрокомму­никации достаточно
очевидно; на межличностном уров­не — это либо усвоение форм поведения, умений,
внеш­них атрибутов выбранного образца для подражания — копирование образца,
либо обмен идеями, доводами, предложениями между собеседниками — дружеская или
деловая беседа, либо указания для исполнения их под­чиненному — команда. На
групповом уровне возможны референция (то же подражание, но не отдельному чело­веку,
а социальной группе, с которой индивид желает себя идентифицировать, например
подражание купцов дворянскому сословию или «новых русских» аристокра­там духа;
отметим, что встречается отрицательная рефе­ренция, когда человек сознательно
избегает признаков от­вергаемой им группы) или руководство коллективом —
менеджмент, организация, лидерство в группе; наконец на массовом уровне
коммуникационные действия служат для социализации — освоения человеком
общепринятых в данном обществе норм, верований, идеалов, чтобы «быть как все»,
и авторитаризма, т. е. деспотического управле­ния массами подвластных людей
(абсолютизм, тирания, самодержавие — политические формы авторитаризма).
Заметим, что диалогические отношения индивида с груп­пой или массой
исключаются, потому что диалог возможен только между равноуровневыми
партнерами. Имитация дружеской беседы генерала с солдатами не в счет, ибо это
«квазидиалог».

Возникает практически важный вопрос: можно ли на­учиться
микрокоммуникации? Этот вопрос чрезвычайно значим для педагогов, деловых, людей
(бизнесменов), ме­неджеров, политиков, которые по сути дела являются про­фессионалами
микрокоммуникациоиного общения. Интере­сует этот вопрос и людей, желающих иметь
успех в обще­стве, достигать эффектного самовыражения и одобрения публики.
Существует множество остроумных и занудных советов, рекомендаций, правил,
например: молчи или го­вори что-нибудь получше молчания; употребляй расчет­ливо
слова, не даром рот один, а уха два; сила речи состо­ит в умении выразить
многое в немногих словах; люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто
всех гром­че говорит и т. п.

Со времен античности развивается риторика — уче­ние о
красноречии, освещенное авторитетом Платона и Аристотеля, в XX веке в качестве
научной дисциплины оформилась стилистика, изучающая языковые нормы и области их
применения, в учебных заведениях стали пре­подавать культуру речи, а менеджеров
и политиков нача­ли обучать правилам делового общения, социальной
конфликтологии и искусству ведения споров. Нет недостат­ка в методических
рекомендациях. Приведем некоторые из них.

• Не совершай непонятных речевых актов; смысл речи должен
быть ясным для слушающих.

• Не совершай неискренних речевых актов; речь долж­на
соответствовать реальным мыслям, намерениям, переживаниям говорящего.

• Будь последователен и следи, чтобы последующие речевые
акты были логически связаны с предыду­щими.

• Речь должна быть целенаправленной, у оратора дол­жен быть
замысел, реализуемый в речи и т. д.

 Особенно много полезных советов касается невербаль­ных
средств микрокоммуникации: жесты, мимика, позы, расстояние между собеседниками,
громкость и интонация произнесения речи. Однако знакомство с потоками учеб­ной,
научной и практической литературы приводит к од­нозначному выводу:
микрокоммуникационную деятель­ность нельзя «выучить» по книжкам, здесь нет
готовых рецептов, потому что она представляет собой искусство, т. е.
творчески-продуктивную, игровую, а не репродуктивно-ритуальную деятельность.
Успех всякого устного выступления или письменного сообщения зависит прежде
всего от способностей и талантов их авторов. Допустим, можно вызубрить «Письма
к сыну» английского аристок­рата Филиппа Честерфилда (1694—1773) или проштуди­ровать
бестселлеры удачливого бизнесмена Дейла Карнеги (1888—1955), но это не
гарантирует духовной свободы, умения «завоевывать друзей и оказывать влияние на
лю­дей» или уверенности в публичных выступлениях. Тем не менее очень полезно
познакомиться с этими классичес­кими произведениями.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяВсё о боевом деле
    Следующая статьяЭ. ГУССЕРЛЬ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ