4.2.1. Схема устной коммуникации :: vuzlib.su

4.2.1. Схема устной коммуникации :: vuzlib.su

77
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4.2.1. Схема устной коммуникации

.

4.2.1. Схема устной коммуникации

Обычно схему устной коммуникации представляют подобной
элементарной схеме коммуникационной дея­тельности (рис. 1.1), где имеются три
участника: говорящий (источник речи) — речевое сообщение — слушающий (приемник
речи). На самом деле картина оказывается бо­лее сложной, потому что в устной
коммуникации задей­ствованы одновременно два естественных канала: вербальный
(речевой) и невербальный, использующие разные таковые средства.

Рис.4.2. Соотношение различных родов коммуникации

Речевая деятельность осуществляется абстрактно мыслящим
левым полушарием головного мозга, где располо­жены «центры речи». Это полушарие
считается «говоря­щим». Правое полушарие не участвует в речевой деятель­ности,
так как не способно воспринимать словесные смыслы, но зато оно реагирует на
внелингвистические, невербальные сигналы. В силу того, что вербальные и
невербальные каналы работают параллельно, речь и жести­куляция дополняют друг
друга, устная коммуникация оказывается двухканальной, а если учесть каналы
обрат­ной связи, то и четырехканальной (см. рис. 4.3).

Рис.4.3. Схема устной коммуникации

Первые исследования невербальных средств воздей­ствия на
аудиторию принадлежат античным ораторам. Цицерон в трактате «О произношении»
уделил большое внимание использованию голоса и телодвижений во вре­мя публичных
выступлений. Чарльз Дарвин специально  изучал выражение эмоций у животных и
человека и нашел, что людям свойственны врожденные, биологически наследуемые
средства, такие как смех, улыбка, плач, дрожь страха, холодный пот, румянец
смущения, нахмуривание бровей и др. Но есть и социально обусловленные
невербальные знаки: покачивание головы как знак отрицания или согласия,
пожимание плечами для выражения недо­умения, складывание ладоней при
убедительной просьбе и пр. Он заметил также, что сопровождающие живую речь
мимика и жесты придают «живость и энергию высказан­ным нами словам. Они
обнаруживают мысли и намерения других людей более точно, нежели слова, так как
в словах возможна ложь». Последнее свойство невербального ка­нала — его
откровенность отметил в свое время Ф. Шиллер, сказавший: «Из слов человека
можно только заклю­чить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле,
приходится угадывать по его мимике и ужимкам при высказывании слов, — по тем,
стало быть, движениям, которые он делает нехотя». В межличностной коммуни­кации
роль невербального канала особенно велика; по мнению некоторых ученых 60-70 %
эмоционального зна­чения в этом виде коммуникации передается невербаль­ными
средствами и лишь остальное — за счет осмыслен­ной речи. Известно, что хорошо
знающие друг друга люди могут понимать один другого «с полуслова» или вообще
без слов.

Гадатели, предсказатели, ясновидящие узнают о прош­лом
своего клиента, о его характере и образе жизни по одежде, манере стоять,
ходить, по расположению морщин (у добрых морщины одни, у злых другие, у мрачных
третьи и т.д.); особенно много могут рассказать блеск глаз, их подвижность,
сосудистый рисунок и пр.

Современные исследователи подтвердили наблюдение Ф. Шиллера,
Ч. Дарвина и других проницательных людей, что невербальные реакции менее
контролируемы и выда­ют действительные помыслы говорящего более откровен­но,
чем произносимые слова. Можно сделать вывод, что из всех коммуникационных
каналов именно невербальный канал является наиболее правдивым и честным. Это
объясняется тем, что невербальные сигналы генерируются на подсознательном
уровне правым «чувствующим» полушарием головного мозга, а речевые высказывания
сознатель­но контролируются левым «абстрактно мыслящим» полу­шарием. Импульсы
подсознания трудно управляемы, поэтому они «правдивее» осознанной речи.

К невербальному каналу апеллируют все виды искус­ства.
Помимо исполнительского искусства в виде танца и музыки, с ним тесно связаны
изобразительное искусство и синтетическое искусство типа театра и кино. Базой
словесного искусства (поэзия, литература), конечно, являет­ся вербальный канал,
но в той мере, в какой он сопровож­дается «музыкой слова», он обогащается
невербальными средствами.

В главе 6 Семиотика социальной коммуникации мы специально
остановимся на знаковых средствах невер­бального канала. Как правило, они
дополняют речь (прав­да, есть исключение: язык глухонемых и тайная жестику­ляция),
поэтому не следует идеализировать их потенции. Они хорошо выражают
эмоциональное состояние коммуниканта или реципиента, но не пригодны для
передачи абстрактных понятий и смысловых нюансов, имеют при­митивную «мешочную»
грамматику, трудоемки в испол­нении, требуют повышенного внимания при
восприятии, не обладают алфавитом для записи. Именно последнее преимущество
вербальной коммуникации — возможность составления письменных текстов —
обусловило развитие документных коммуникационных каналов, ставших ха­рактерным
отличием цивилизованных народов от варвар­ских племен.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяНотификация ФСБ
    Следующая статьяИ. КАНТ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ